Сущность конфликта
Конфликт - это несогласие, возникающее в процессе общей трудовой деятельности, в результате противоположности интересов или непонимания между людьми или коллективами.
Организационные (возникающие в организации) конфликты могут иметь множество форм. Задача менеджеров проанализировать конфликт, понять и управлять им. Когда конфликт становится неуправляемым, это приводит к конфронтации внутри коллектива, с последующей деградацией коллектива и организации.
Стимулирующий конфликт позволяет менеджерам оживить организацию. С этой целью менеджер проектирует конструктивный, разрешаемый конфликт, главное условие которого не быть разрушительным. Чтобы извлечь из конфликта выгоду, нужна открытая, непринужденная и поддерживающая окружающая среда, в такой среде от конфликтов организации становится лучше, это помогает выявить больше проблем или альтернатив, а также получить дополнительную информацию из разнообразных точек зрения.
Конфликт может быть:
- функциональным, полезным для коллектива и организации;
- дисфункциональным, уничтожающим сотрудничество между членами коллектива, снижающим производительность трудовой деятельности и личную удовлетворенность.
Общая модель конфликта:
- Модель (природа) конфликта.
- База конфликта.
- Инцидент.
- Возможность разрастания конфликта.
- Реакция на конфликтную ситуацию.
- Управление конфликтом, функциональные и дисфункциональные последствия конфликта.
Типы конфликтов
Существует четыре вида конфликтов:
- внутриличностный - конфликт, возникающий при предъявлении противоречивых требований к одному человеку, либо как реакция на рабочую перегрузку или недогрузку;
- межличностный - проявляется в столкновении личностей, либо отражает борьбу руководителя за ограниченные ресурсы, финансы и рабочую силу;
- конфликт между группой и личностью - возникает при позиции личности, отличной от позиции группы;
- межгрупповой конфликт - конфликт между формальными и неформальными группами в коллективе.
По степени проявления конфликты подразделяются на:
- скрытые.
- открытые.
Также различают конфликты:
- случайные,
- возникающие стихийно,
- хронические,
- сознательно провоцируемые,
- интриги.
Причины конфликтов
Источниками возникновения конфликтов могут являться:
- неблагоприятные физические условия,
- различия в манере поведения и жизненном опыте,
- недостаточность положительного внимания со стороны руководителя,
- психологические процессы,
- неопределенность перспектив роста,
- недостаточная степень профессионализма,
- ограниченность ресурсов,
- противоречия между видом трудовой деятельности и функциями,
- различное отношение к членам коллектива,
- несовременность организационной структуры, размытое разграничение прав и обязанностей работников,
- недостаточная согласованность и противоречивость целей отдельных личностей и групп.
Методы разрешения конфликтов
Существует мнение, что менеджер должен управлять конфликтом и эффективно его использовать, а не устранять.
В конфликтной ситуации менеджер должен:
- ознакомиться с причинами возникновения конфликта,
- ограничить число участников конфликта,
- проанализировать конфликт,
- разрешить его.
В отношении конфликта существуют следующие точки зрения:
- конфликт недопустим и наносит организации вред, его нужно устранить любым способом;
- конфликт нежелателен, но распространен, и его нужно устранить;
- конфликт необходим и полезен для организации.
Руководствуясь точкой зрения на конфликт, менеджер будет выбирать способ его разрешения. Способы управления конфликтом подразделяются на:
- административные,
- педагогические.
К административным способам преодоления конфликта относятся силовые меры:
- разъединение конфликтующих,
- перевод на другую работу,
- подавление интересов конфликтующих,
- приговор (приказ руководителя, решение комиссии, решение суда).
К педагогическим способам относят:
- просьбу,
- беседу,
- разъяснение требований и неправомерных действий,
- убеждение,
- другие воспитательные меры.