Новации в сфере туризма
Любая деятельность и любое производство невозможны без внедрения новых, в том числе информационных, технологий, улучшения технологического и инновационного обеспечения. Изменения в сфере технологий обслуживания туристической деятельности позволяют не только успешно конкурировать туристическим компаниям друг с другом, а и производить качественные информационные продукты, определяя инновационный путь развития отрасли туризма.
Инновации в сфере туризма – это свежие идеи, нововведения в формировании туристических маршрутов. Они способствуют росту туристического потока, росту прибыли.
Новации свойственны каждой отрасли экономики, так как именно от них зависит успех развития. Туризм выступает в качестве части экономики, а для некоторых стран – основным источником доходов, обеспечивая существенную долю бюджета.
Инновации в туризме могут разделяться на определенные категории:
По масштабу:
- уровень отрасли;
- уровень отдельных предприятий;
- уровень стран;
- уровень городов;
- уровень направления.
По сфере внедрения:
- информационные технологии и связанные сферы;
- сфера управления людьми, организация их работы;
- область технического и информационного обслуживания.
По скорости возникновения:
- стратегические – изменения внедряются постепенно, поэтапно, используется определенная стратегия;
- реактивные – изменений внедрений происходит быстро, стремительно.
По потенциалу развития:
- радикальные изменения – затрагивающие значительные сферы туризма, меняющие привычные установки работы;
- изменения, направленные на улучшение деталей системы туризма;
- создание новых туристических продуктов, например, движение по новому маршруту, осмотр новых туристических достопримечательностей.
Рисунок 1. Системы информационных технологий. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Инновации на туристическом рынке
Введение инноваций на туристическом рынке возможно различными способами, в том числе с использованием сети Интернет, мобильных приложений, использованием новейших информационных технологий:
- Реклама и рекламные акции. Например, возможна реклама оказания тех или иных услуг через СМИ, сеть интернет, во всплывающих информационных окнах и т.д.
- Внедрение акций и скидок для привлечения клиентов. Необходимо не только сформировать выгодные предложения, но и донести данную информацию до будущих туристов.
- Создание положительной репутации туристической компании. Здесь возможно применение различных способов – улучшить сервис, сформировать систему позитивных отзывов о своей фирме, не исключая и отрицательных мнений. Так будет видно, что фирма работает над своим качеством работы.
- Использование информационных технологий. Например, возможна разработка приложения для туристического оператора, внедрение на популярные сервисы типа «Буккроссинг» и т. д. Многие туроператоры для удобства обслуживания создают свои приложения, сайты, используют иные способы информирования.
- Внедрение новых видов услуг. Например, возможно заключение соглашений с перевозчиками, разработка новых туров, маршрутов, сотрудничество с авиаперевозчиками, новыми гостиницами, кафе и ресторанами и т. д. Например, некоторые сервисы предлагают скидки в определенных магазинах, кафе и ресторанах.
- Строительство новых объектов туризма, формирование маршрутов на них.
- Изучение деятельности конкурентов, в особенности тех, кто успешно развивается.
Значение туризма в жизни каждого государства трудно переоценить, так как он не только приносит существенный вклад в бюджет любого государства, но и способствует поддержанию других экономических отраслей. Так, параллельно с туризмом развиваются транспортная, продуктовая, сувенирная, строительная сферы, что не только обеспечивает приток туристов, но и способствует обеспечению жителей государства новыми рабочими местами.
Именно по этой причине государства стараются поощрять туризм, в некоторых случаях принимая непосредственное участие в разработке туристических программ и направлений, поддерживая появляющиеся нововведения, формируя условия для поддержки новаций.
Способы государственной поддержки инноваций в сфере туризма
Способы государственной поддержки инноваций в сфере туризма на сегодняшний день различны. Так, выделяются следующие виды поддержки инноваций со стороны государства:
- Выделение средств для формирования целевых программ в регионах.
- Создание сети информационных центров, которые бесплатно предоставляют информацию о туристических операторах и туристических агентах.
- Формирование финансовой помощи виде грантов, субсидий, а также инвестиций с целью реализации научных разработок, которые возможно применить в туристической области, а также связанных с ней отраслях экономики.
В России также действует система целевых программ для регионов, которая реализуется, согласно мнению специалистов, на достаточно высоком уровне. В частности, создаются необходимые условия для строительства дорог в регионах, которые часто посещаются туристами. Также, в них активно развивается инфраструктура в сфере отдыха, проводится обучение персонала для работы в туристической сфере. Финансирование многих отраслей осуществляется за счёт государства.
Информационных центров, которые бы информировали население о возможных туристических маршрутах, в настоящее времени создано много, однако отсутствует единая сеть в данной сфере, имеются лишь организации, которые производят подобное оказание услуг на территории отдельных регионов. Как правило, туристско-информационные центры получают финансирование из бюджета региона или из бюджета муниципального образования.
Однако возможно получение грантов в сфере туризма, что стимулирует развитие научных инноваций и разработок в данной области. Подобные разработки осуществляются на основе контракта в случае выигрыша гранта. Но для этого необходимо первоначально представить свой инновационный проект, рассказать о том, каким образом он отразится на туристической сфере и на жизни граждан.