Значение информационных технологий в социально-культурном сервисе и туризме
Информационные технологии современного мира вносят ощутимый вклад в развитие туризма. Реклама туристских услуг невозможна без эффективного сайта туристской фирмы и автоматизации ее работы.
В последние десятилетия научно-технический прогресс получил широкое распространение в сфере туризма и социально-культурном сервисе. Крупные международные компании и мелкие туристские агентства используют вычислительную технику для автоматизации основных и вспомогательных функций.
Внедрение современных информационных технологий в сферу туризма позволяет в кратчайшие сроки:
- предоставить информацию о доступных транспортных средствах,
- получить сведения о возможностях номерного фонда,
- обеспечить оперативное резервирование, корректировку, освобождения средств,
- обеспечить автоматизацию решения вспомогательных задач при предоставлении туруслуг,
- параллельно формировать документы (билеты, счета, путеводители),
- обеспечивать клиентов справочной и расчетной информацией.
Данными функциями компьютерных систем можно пользоваться в изолированном режиме работы или взаимодействовать с контрагентами при применении сетевых или телекоммуникационных средств обработки информации.
Группы туроператорских компьютерных систем
Туроператорские системы служат для автоматизации деятельности фирм по формированию и реализации туристского продукта. Эти системы можно разделить на три группы:
- системы, обеспечивающие деятельность структурных подразделений туристского предприятия на территории одного здания. Базы данных располагаются на центральном сервере, что позволяет нескольким пользователям одновременно обращаться к данным базам при помощи сетевого оборудования;
- программно-технические системы, позволяющие использовать программные комплексы туроператоров в комплекте с модемной связью и работать с различными отделами по реализации туристского продукта. В некоторых случаях предусмотрена связь с расположенными в других регионах поставщиками услуг;
- системы, в основе которых лежит использование действующих или глобальных телекоммуникационных сетей. В этом случае базы данных размещаются в информационных центрах глобальной сети, и все пользователи получают к ним удаленный доступ в режиме on-line.
Компьютерные системы подразделяются по функциональному признаку на следующие группы:
- основные системы, обеспечивающие выполнение клиентских заказов, когда оператор имеет доступ к системам резервирования;
- вспомогательные системы, позволяющие автоматизировать служебные функции туристских предприятий по формированию таких документов, как счета, билеты, путеводители, взаиморасчеты;
- системы управления, актуализирующие данные о деятельности предприятий и предоставляющие менеджерам информацию для принятия решений.
Интернет в сфере туризма
Интернет в сфере туризма является основным каналом распределения и продвижения турпродукта на рынке услуг, его значение для поставщиков и маркетинговых организаций огромно, преимущество использования интернета заключается в эффективном глобальном взаимодействии, позволяет сблизить частный и общественный сектор туристского рынка.
Для потребителя туристского продукта решение о его приобретении основывается исключительно на информации. В качестве подобной информации могут выступать рекомендации знакомых, брошюры, туристская реклама, но чаще всего в последнее время эту информацию черпают из всемирной сети интернет.
Туристы получают доступ к огромному объему сведений, используемых в качестве основного источника информации при выборе путешествия. Поэтому туристские фирмы, работающие в режиме off-line не смогут эффективно реализовывать свой продукт на современном рынке услуг.
Возможности сети Интернет используют турагенства, гостиницы и отели, авиакомпании и транспортные перевозчики. Этому способствуют специальные цены на заказы при он-лайн бронировании.
В настоящее время пик развития IT в туризме еще не наступил, туристская сфера продолжает развиваться и привлекать новые области деятельности человека, а также новые рынки сбыта.