Управление фирмой – это профессиональная деятельность предпринимателей по выполнению в отношении коммерческой организации функций планирования, организации, мотивации, координации и контроля.
Сущность управления фирмой и виды подходов к нему
Успех деятельности любой фирмы зависит от степени успешности управления ее функционированием. Речь идет про осуществление собственниками фирмы или нанятыми менеджерами воздействия на различные аспекты жизнедеятельности фирмы.
Управление фирмой требует от субъекта управления наличия специальных компетенций (знаний, умений, навыков), которые позволят оперативно принимать правильные управленческие решения и следить за их выполнением подчиненными. В этой связи управление фирмой может осуществляться не самими собственниками фирмы, а нанятыми ими профессиональными менеджерами.
Современные менеджеры, получив профессиональное образование и достаточный опыт управления, имеют представление о том, что управлять фирмой можно с точки зрения различных подходов. Выбор конкретного подхода во многом зависит от специфики сферы деятельности фирмы и конкретных социально-экономических условий.
На сегодняшний день можно говорить о существовании в науке и практике управления фирмой следующих подходов к нему:
- Системный подход;
- Концепция контроллинга;
- Процессный подход;
- Синергетический подход;
- Целевой подход.
Характеристика системного подхода и концепции контроллинга
Системный подход исходит из того, что фирма функционирует в некой внешней среде, с которой она неразрывно связана. Отсюда следует описание фирмы как открытой системы, которая оказывается под неопределенным, сложным и динамичным воздействием внешних факторов.
В этих условиях фирма может рассматриваться, с одной стороны, как подсистема региона, в котором территориально она расположена, с другой стороны, как подсистема отрасли, в которой она производит и реализует продукцию.
Сама фирма представляет собой систему, т.е. совокупность блоков управления (подсистем). В большинстве случаев у фирмы выделяют блоки закупок, производства, продаж и финансов.
Кроме того, фирму также рассматривают как систему процессов. Фирма выступает в качестве места концентрации нескольких процессов, в которые вовлечены сотрудники фирмы и ее финансовые ресурсы. Эти процессы можно поделить на следующие группы:
- Основные (производственные) процессы – обеспечивают изготовление товаров, оказание услуг, выполнение работ;
- Вспомогательные (обеспечивающие) процессы – способствуют непрерывной и экономичной реализации основных процессов;
- Управленческие (инфраструктурные) процессы – обеспечивают установление целей и направлений основных и вспомогательных процессов.
В качестве основы системного подхода к экономическому управлению предприятием некоторые авторы рассматривают систему контроллинга. Концепция контроллинга как инструмента управления крупными корпорациями получила развитие в силу появления необходимости учитывать взаимосвязи подсистем фирмы в совокупности с факторами внешней среды.
Концепция контроллинга исходит из того, что недостижение целей системы управления является причиной постоянного системного анализа изменений среды функционирования фирмы. Поэтому выявленные отклонения от целей адекватны установленным отклонениям корректировки управленческих воздействий.
В современном понимании контроллинг представляет собой информационное обеспечение управления фирмой, которое, в первую очередь, нацелено на результат, т. е. контроллинг – это функционально обособленное направление работы, которое находится на пересечении учёта, информационного обеспечения, контроля и координации.
Характеристика процессного и синергетического подхода
В соответствии с процессным подходом управление фирмой есть процесс волеобразования и реализации воли. Кроме того, управление фирмой представляет собой процесс поиска и решения реальных и потенциальных проблем в ходе достижения целей. А решаются эти проблемы, препятствующие функционированию и развитию фирмы, через принятие и реализацию управленческих решений, которые составляют суть управленческой деятельности и позволяют найти новые перспективы и возможности.
Если системный подход развивать далее к сложноорганизованным системам, то можно прийти к, так называемому, синергетическому подходу. Он утверждает, что условием эффективного управления сложными фирмами является построение управляющего воздействия, которое согласованно с сущностью внутренних тенденций самой фирмы.
Следовательно, для достижения целей системы управления фирмой необходимо выявить и использовать ее собственные тенденции развития. Это связано с тем, что фирмам как сложноорганизованным системам нельзя навязывать пути развития.
Характеристика целевого подхода
В 1950-х гг. П. Друкером была выдвинута концепция управления фирмой по целям (иными словами, целевой подход). В основе целевого подхода к управлению фирмой лежит формулирование миссии и видения. Затем они должны быть декомпозированы в систему стратегических, тактических и оперативных целей и задач, которые должны быть взаимосвязаны по ресурсам, срокам и исполнителям.
Согласно целевому подходу, менеджерам нужно начала определиться с целями, которые они желают достичь, и только затем переходить к формированию процесса их достижения. Считается, что целевой подход обеспечивает единый вектор в деятельности системы управления фирмой, поскольку позволяет определиться и согласовать полномочия, ресурсы, критерии, сроки, планы, контроль, оценку результатов и т.п.
Таким образом, на данный момент существуют пять основных подходов к управлению фирмой, которые на практике применяют менеджеры всех уровней.