Основы сертификации
В любом экономическом пространстве создается взаимовыгодное сотрудничество, где-то это объединения, где-то союзы. В частности, в октябре 2007 года была создана организация Таможенного союза.
Таможенный союз представляет собой выгодное партнерство для входящих в него стран-участниц, осуществляющих между собой торговлю
Для торговли товарами и сырьем внутри союза используются сертификаты таможенного союза.
Сертификат Таможенного союза – это разрешающий документ на товары, сырье, оборудование внутри союза.
Преимущество данного союза заключается в том, что значительно упрощается документооборот, снижаются пошлины. Управляет Таможенным союзом межгосударственная комиссия, которую составляют представители всех стран. По договоренности данный орган функционирует из России.
Для чего же необходим сертификат? Для обеспечения контроля над качеством товара, который перемещается внутри стран-партнеров, разработали современную систему сертификации, которая определяет соответствует ли товар стандартам.
Преимущества сертификации
Компании, которые реализуют свою продукцию в зоне ТС получают данный сертификат, после прохождения сертификации. На основании данного документа любой производитель может беспрепятственно торговать внутри межгосударственного объединения на достаточно выгодных условиях. Сертификация обеспечивает ряд преимуществ в отношении производителей и продавцов:
- Нет необходимости оформлять каждый раз документы в новой стране,
- Сокращение времени оформления необходимых документов
- Ускоренный товарооборот,
- Увеличение продаж, рост компаний, рост прибыли для компании
Цель сертификации
Основная цель сертификации, которой придерживается Таможенный союз, это обеспечение товаров всеми необходимыми стандартами (ГОСТ) и техническими регламентами. Партнерами ТС были приняты:
- Регламент, который гарантирует безопасность упаковки и разнообразие детской и подростковой продукции,
- Регламент, утверждающий безопасность производства и гарантирующий отсутствие риска возгорания и взрывов аппаратов
- Регламенты, обеспечивающие безопасность продукции, зерен, масел, которые используются при производстве, ароматизаторов и стабилизаторов, а также прочих продуктов химической промышленности,
- Регламент, который отвечает за безопасность косметической продукции и прочей химической продукции, парфюмерных изделий
Данные регламенты были утверждены в марте 2015 года. До этой даты в действии были переходные положения, которые давали возможность торговать без данного сертификата, но при этом использовались национальные стандарты. На современном этапе торговать в пределах ТС без сертификата не представляется возможным.
Сертификат может понадобиться всем производителям товара. Для этого предприятию необходимо проверить, входит ли данная продукция в Единый перечень товаров, которые подлежат сертификации. Далее необходимо пройти процедуру оформления документа, подтверждающего соответствие ГОСТу, и получить сертификат.
Сертификат таможенного Союза дает льготные условия при транспортировки товара через страны Таможенного союза. Получение сертификата обычно зависит от количества ввозимого товара, документ получают как на серию товара, так и на партию, в процессе оформления товар подлежит обязательной проверке в специальных организациях, которые были аккредитованы.
Далее составляют заявление, которое может оформить не только производитель, но и продавец, реализующий данный товар в стране, входящей в ТС. Форма сертификата для всех стран -партнеров является одинаковой. Для того, чтобы получить сертификат необходимо предоставить реквизиты организации, ГОСТ или технические условия, н основании которых выпускалась продукция, всю учредительную документацию.
Если производство осуществляется за границей, то необходим расширенный пакет документов, который помимо вышеперечисленных документов включает в себя полное описание товара, название, руководство по эксплуатации, код ТН внешнеэкономической деятельности, адрес, контракт на поставку. Оформление сертификата происходит в специализированном органе. Перед тем как получить сертификат утверждается макет и проверяется вся информация о заказчике. После того, как организация подтверждает все данные оформляется сертификат и вносится в реестр. Сертификат таможенного союза действует 5 лет. Однако производители могут сами выбирать на какой срок им необходим данный сертификат.
В основном производители оформляют сертификат на год, а потом на 5 лет, что при минимальных потерях дает возможность беспрепятственно осуществлять торговлю продукцией на территории таможенного союза. Данный подход позволяет проверить территорию на которой будет осуществляться продажа. В дальнейшем компания выбирает необходимую тактику развития и не несет значительных убытков. Может так случиться, что документ не понадобится в течении 12 месяцев. Если торговля осуществляется без сертификата, то предусмотрена административная ответственность. Однако штрафы — это лишь минимальная часть. В дальнейшем нарушающий не сможет пересечь границу с товаром, который не прошел необходимую сертификацию. Это приведет к значительным убыткам.
Поэтому для производителей невыгодно нарушать условия таможенного союза. Намного дешевле и безопаснее оформить сертификат на год. Плюс данный сертификат повышает имидж компании и вызывает необходимое доверие.
Сертификат таможенного союза достаточно серьезный документ, который обеспечивает возможность беспрепятственной торговли на территории таможенного союза. Для многих производителей он является возможностью заявить о себе вне собственного рынка сбыта. А это в свою очередь обеспечивает дополнительную прибыль и возможности дальнейшего роста компании в целом.