Зарождение таможенной политики
История развития таможенной политики началась еще во времена зарождения товарных отношений. Таможенная политика тесно связано с формированием государственности и права. Развивалось государство, росла его экономика, усиливались правовая и политическая составляющие – соответственно формировалась и таможенная политика.
Таможенное дело постоянно видоизменялось, совершенствовалась его правовая база. В один период времени применялась одни принципы регулирования таможенных отношений, в дальнейшем менялась общая политика государства, и автоматически видоизменялась его таможенная политика.
История таможенная политики в России
Таможенная политика зародилась еще в древней Киевской Руси, а первые таможенные правила встречались в летописях Ярослава Мудрого. В договоре киевского князя встречается упоминание слова «мыт», так обозначался сбор за провоз товара через заставы. До 17 в, таможенная политика была бессистемна, а важные и кардинальные изменения возникли в 1953 году с принятием Указ «О взимании таможенных пошлин с товаров в Москве и в городах с показанием по сколько взято и с каких товаров». Реформирование таможенной политики завершилось лишь в 18 веке. Сформировалась таможенная служба и специальный аппарат управления. При Петре I формирование, упорядочились таможенные тарифы таможенной политик продолжилось.
Преобразования коснулись следующих аспектов таможенной политики:
- охрана государственных границ была поручена казакам и войскам,
- ввели понятие территориальных вод,
- установили правила торговли.
В начале 21 века произошли два глобальных события, которые послужили толчком развития таможенной политики России.
Во-первых, в связи с появлением ряда новых технологических возможностей изменилась общая конфигурация рынка энергоносителей − важнейшего рынка с точки зрения экономической стабильности РФ.
Во-вторых, активизировалась фаза регионализации, вступившая в противоречие с развитием глобализации тенденций. В эпицентре событий оказалась Россия. Из-за санкций, введенных в 2014 году, произошло резкое снижение доступа российских компаний на международные рынки капитала. Эти события поставили Россию перед необходимостью искать более сложные и надежные пути вывода экономики, и, в частности, ее экспортного сектора, на новые параметры развития. Это соответственно поспособствовало изменениям в таможенной политике.
В 1996 г. Правительство РФ утвердило долгосрочную федеральную программу развития таможенной политики, это послужило образованию современной системы поддержки экспорта.
Основной задачей программы служило создание подходящих условий для развития российского экспорта. Это касалось как:
- организационных,
- экономических,
- правовых аспектов,
- так и государственной,
- маркетинговой,
- дипломатической,
- налоговой,
- информационно-консультационной помощи для отечественных экспертов.
Активизацию государственной поддержки экспорта в России можно также наблюдать после присоединения России к Всемирной торговой организации.
В рамках соглашения о присоединении к ВТО Россия заключила двустороннее соглашение по снижению тарифов на определенное число товарных групп. Например, на первый период были оговорены условия по снижению средневзвешенной ставки импортного тарифа на товары до 7,8% с 9,5%.
Наиболее чувствительными на снижение импортных пошлин оказались машиностроительная и сельскохозяйственная отрасль, сюда же можно отнести промышленность и отрасль строительных материалов. Импортом товаров данной категории занимаются более 13000 участников внешнеэкономической деятельности, на их долю пришлось более 25 млрд. долл. США.
На сегодняшний день обстановка у российской таможенной политики оценивается двояко. На первый взгляд, присутствует уменьшение экспорта в стоимостном объеме, налицо значительное сокращение стоимостных объемов экспорта на фоне снижения мировых цен на нефть, а также на многие другие материалы и товары. Если рассматривать суммарно весь экспорт по товарам и услугам, то общая доля его по сравнению с 2014г снизилась на 30%, а с 2013 на 34% и составила 393 млрд. долл. Доходы от экспорта в 2015г. на энергоносители уменьшились по сравнению с 2014г. и 2013г на 37,5% и 42% соответственно
Таможенная политика в современном мире
Происходящая на данный момент глобализация увеличивает количество участников внешнеторговой деятельности, усложняет цепи поставок, однако наряду с этим всё отчетливее проявляется тенденция экономической локализации. Крупнейшие мировые корпорации зачастую предпочитают размещать свои производства рядом с основными рынками потребления. Китай, например, в своей таможенной политике создает все условия для того, чтобы транснациональные компании инвестировали в локальные производства и содействовали росту национального производственного потенциала.
Сегодня, пожалуй, нет ни одной страны в мире, которая бы не поддерживала либерализацию мировой торговли и не выступала бы за упрощение процедур и снижение барьеров для нее. В то же время регулярно растет количество ограничений во внешней торговле, вводимых странами в индивидуальном порядке.
Всемирная торговая организация осуществляет мониторинг мер либерализации и торговых ограничений, и, согласно ее информации, государства «Большой двадцатки» ввели 86 новых ограничительных мер только с мая по октябрь 2015 года, причем количество решений по либерализации равнялось 62. Под новые меры либерализации подпадают товары, находящиеся в торговом обороте на сумму 69,4 млрд долларов, а все действующие ограничения касаются предметов импорта на сумму 851,8 млрд. Не остается в стороне от негативной ситуации и Россия. Согласно данным мониторинга ограничений против Российской Федерации, на регулярной основе проводимого Информационно-аналитическим центром по вопросам внешнеторговой деятельности при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, в настоящее время против нашей страны действуют 108 ограничений