Таможенная политика страны
Таможенная политика – это один из элементов внешнеэкономической деятельности государства, который позволяет регулировать структуру, объем и принципиальные условия импорта и экспорта экономических благ.
Примерами таможенной политики может быть протекционизм, который усиливает в периоды экономических кризисов. Для защиты внутреннего рынка и собственных производителей страна может пересматривать размер таможенных пошлин на ввоз импортной продукции. Так же вносятся изменения в линейку льгот для экспортеров. Помимо тарифных ограничений при политике протекционизма, в последние годы широко применяются нетарифные методы регулирования. К ним относят:
- квотирование;
- стандарты качества;
- соответствие экологическим нормам.
Сущность таможенной политики заключается в выработке государственным аппаратом управления мер по формирования таможенного налогообложения, а также утверждение принципов соблюдения связанных с ним формальностей.
Основным инструментом таможенной политики выступает таможенная пошлина, которая представляет собой обязательный платеж. Он взимается ответственными органами в случае перемещения грузов или услуг через таможенную границу страны. Совершение платежа является государственной мерой принуждения, то есть эта процедура обязательна как для ввоза, так и для вывоза продукции. Классификация таможенных пошлин может проводиться по их целям, объектам вложения, отношению к монополиям, принципам исчисления. Они разделяются в зависимости от страны происхождения, специфики. Например, пошлины могут быть компенсационными или карательными. Последние применяются в рамках нетарифного регулирования для какого-то определенного государства или вида экспортной продукции.
Предварительное решение о классификации товаров
Требование о классификации товара, то есть присвоения ему определенного номера согласно товарной номенклатуре по обеспечению внешнеэкономической деятельности, направляется в соответствующий орган таможенной службы страны. Это может быть федеральный орган исполнительной власти, либо иной уполномоченный орган, осуществляющий контроль и надзор в сфере таможенного дела.
Предварительное решение будет действовать в течение пяти лет со дня его вынесения. Со стороны заявителя оформляется электронное обращение, которое подписывается усиленной электронной цифровой подписью. Обращение можно оформить через «Единый портал государственных услуг», так же подать заявление в ответственный государственный орган в письменном виде. Информационное взаимодействие систем таможенной организации, декларанта осуществляется через единую федеральную информационную систему.
В заявлении для запроса процедуры всегда указывается платежный документ, который оформляется при оплате государственной пошлины за пользование услугами таможенной организации. Так же документ содержит информацию, позволяющую наиболее точно идентифицировать товар. Сюда относят наименование организации, ее товарный знак, характеристики товара, подлежащего утверждению. Если подача заявления осуществляется в бумажном виде, то к документу прикрепляются данные о лице, оформившем запрос.
Государственный орган может отказать в рассмотрении заявления в следующих случаях:
- Отсутствие подписи в документах уполномоченного лица.
- Поданный запрос не соответствует требованиям к заявлению.
- Отсутствие в заявлении документа, подтверждающего оплату государственной пошлины.
Иногда происходят ситуации, когда уполномоченный орган не может четко идентифицировать товар. В этом случае, в течение двадцати рабочих дней им отправляется письменный запрос к заявителю, на предоставление дополнительных характеристик к товару. Запрос носит обоснованный характер. В нем перечисляется перечень необходимых дополнительных документов, которые надо предоставить в уполномоченный орган. Запрашиваемые данные должны помочь установить код товара согласно номенклатуре. Информацию необходимо предоставить в течение 60 календарных дней.
Отказ в принятии предварительного решения о классификации товара
В вынесении соответствующего решения таможенный орган имеет право отказать. Это происходит в следующих случаях:
- У заявителя уже есть решение с не истекшим сроком действия. Однако, это правило не распространяется на решение, срок действия которого истекает в ближайшие 60 дней.
- Отсутствие дополнительной информации, запрошенной уполномоченным органом. Либо не предоставление информации в установленный законодательством шестидесятидневный срок.
- Противоречивость информации в документах заявителя.
Данное решение выносится в течение двадцати рабочих дней. Данные о решении подписываются усиленной электронной цифровой подписью и отправляются заявителю. Понять причину отказа можно с помощью федеральной информационной системы. Если заявитель в срок не предоставил требуемые дополнительные данные о товаре, то уполномоченный орган в течение двадцати рабочих дней должен вынести решение об отказе, а также сообщить о его причинах.
Само решение о выдаче кода товару принимается так же в течение шестидесяти календарных дней. Форма документа, в котором утверждается решение, закрепляется законодательством РФ. Кроме того, уполномоченный орган по надзору и контролю самостоятельно определяет формат вынесения решения в электронном виде. В его полномочия так же входит утверждение принципов заполнения всех сопроводительных документов, подаваемых заявителем. Решение начинает действовать со дня его принятия. То же правило распространяется и на отказ.