Основные сведения
Под реэкспортом понимают вывоз товара, который был ранее ввезен в страну, в целях перепродажи его в других странах.
Под реэкспорт могут попадать следующие категории товара:
- нефть,
- газ,
- каучук,
- кожа,
- металл,
- шерсть,
- пищевая продукция
Реэкспорт товара может производиться как в неизменном виде, так и после обработки (сортировка, переупаковка), при этом переработка не допускается. Реэкспорт делится на следующие виды:
- прямой реэкспорт, когда товар сперва завозится в страну,
- косвенный реэкспорт, когда товар сразу отправляется в другие страны
В России под реэкспортом понимается таможенная процедура, при которой товар иностранного производства вывозят с территории России и при этом за его вывоз не взимаются таможенные пошлины или налоги, а также к нему не применяются иные меры экономической политики
Возврат ввозных таможенных пошлин на товар при реэкспорте предусмотрен если:
- товар не ремонтировался и не использовался на территории таможенного союза, исключение составляет ремонт при обнаружении дефектов или иные обстоятельства, которые повлекли за собой возврат товара,
- товар вывозят в течение одного года, который следует со дня выпуска продукции для внутреннего пользования,
- предоставлены документы в таможенном органе в соответствии со статьей 299 ТК ТС,
- товар не может быть идентифицирован таможенным органом,
- товар не использовался для целей извлечения дохода
Реэкспорт допускается только с разрешения таможенного органа и определяется законодательными актами и международными договорами.
Поместить товар под процедуру реэкспорта не так просто. Для этого необходимо доказать, что груз был ранее ввезен, другими словами произвести идентификацию товара. В случае, если это невозможно доказать, то таможенный орган откажет в процедуре реэкспорта и платежи, который были осуществлены не будут возвращены.
Реэкспорт в России
Реэкспорт в мире применяется в основном при автосборочном производстве. Первый случай это, когда произведена полная сборка автомобиля и его необходимо вывезти с территории завода, на который распространяется таможенная процедура – готовый автомобиль помещают под процедуру реэкспорта. Если автомобиль остается на территории Евразийского союза, то пошлины и налоги с такого автомобиля не взимаются.
Второй случай, при котором используется реэкспорт – это обнаружение бракованных деталей, при этом данные компоненты реэкспортируются с территории РФ с условиями помещения под процедуру реэкспорта. Реэкспорт используют в коммерческих целях. Так, например, если отсутствуют связи между странами, то импорт товара возможен путем реэкспорта. Так случилось, когда РФ ввело эмбарго на продукцию из США, стран ЕС, Норвегии, Канады, Австралии. Страны – экспортеры такие как Белоруссия стали поставлять запрещенную продукцию путем процедуры реэкспорта.
Реэкспорт в мире
Реэкспорт характерен в основном развивающимся странам, у которых развитая экономика. В странах, где реэкспорт занимает значительную долю, экономический рост демонстрирует впечатляющие темпы. Лидерами по реэкспорту на мировом рынке остаются: Гонконг, США, ОАЭ, Нидерланды и Сингапур. На Гонконг приходится 96% доли мирового реэкспорта. При этом Нидерланды оставляют за собой 40% . После того, как увеличились производственные процессы и усилилась глобализация, можно подтвердить, что процедура реэкспорта стала встречаться повсеместно. Однако для специалистов международной статистики, реэкспорт остается вне зрения. Это обуславливается несовершенством используемой методологии и повышением комплексности конечного продукта на производстве. Например, на сегодняшний день очень часто можно наблюдать реэкспортные операции в рекрутинге. Другими словами, существуют рекрутинговые агентства, которые взаимодействуют между собой и оказывают услуги заказчикам из других стран.
По данным статистики данные реэкспорта отражают исключительно треть объемов от всего товара, который подлежал реэкспорту. Однако это говорит не только о теневых схемах, применяемые предпринимателями, но и о недостаточности сведений в отчетности других стран, в частности:
- неверный подход при определении объемов реэкспорта в момент составления отчетности. Понятие реэкспорта в таможенном законодательстве значительно отличается от понятий статистического учета. В том числе сложность возникает на этапе уточнения страны, если была произведена переработка товара.
- реэкспорт, который был не учтён в результате «серых схем». Это зачастую происходит из-за того, что сама процедура реэкспорта сложна и продолжительна, помимо всего прочего на товара очень часто отсутствую права или наложен запрет
Реэкспорт распространяется не только на товар, но и на капитал. Так, достаточно часто капитал путем реэкспорта выводят с последующим инвестированием в другие страны. Для того, чтобы полностью понимать сущность реэкспорта, необходимо учитывать эту процедуру не только в отношении товара, но и по отношению услуг и капитала. Это позволит спрогнозировать и понять международную торговлю и движение международного капитала.
Процедуру реэкспорта используют не часто, так ее оформление занимает значительно много времени. Необходимо внимательное отношение к документам, так как неправильное оформление может послужить причиной отказа в реэкспорте, в частности если это касается нестандартных ситуаций. Поэтому поставщики зачастую обращаются к специалистам и уполномоченным органам, для того чтобы избежать возможные расходы в случае простоя транспорта или проблем в таможенном органе
Подведя итог, можно сказать, что процедура реэкспорта заключается в экспорте иностранного товара, услуг или капитала, при этом товар должен быть полностью импортирован и не переработан. Реэкспорт очень часто используют в «теневых схемах», это обусловлено сложностью данной процедуры.