Влияние культуры на национальное самосознание
Влияние культуры на национальное самосознание проявляется в ощущении общности культурной составляющей, основанной на этнической культуре, как исходном базисе национальной культуры. Лицо национальной культуры, складывающееся веками, начиная от древних традиций, сформировавших совокупность неповторимых и своеобразных, уникальных компонентов, определяет национальную идентичность. Следует отметить сложность и противоречивость во взаимодействии этнической культуры, являющейся наиболее древним компонентом культуры, и национальной культуры в целом.
Национальное самосознание является одной из составляющих человеческой идентичности (национальной идентичности), проявляющейся в ощущении людьми своей принадлежности к определенной нации или этносу. Национальная идентичность ощущается как чувство, в котором нация представляет собой единое целое, связанное языком, уникальной культурой и традициями. Национальное самосознание не может восприниматься как понятие, тождественное понятиям гражданства или национальности, но эти категории могут оказывать на него существенное влияние.
Национальное самосознание формируется в результате осознания определенной группой людей языковой, исторической и культурной общности. К национальному сознанию может быть прибавлено и чувство приверженности к национальному государству, его национальной идее, государственным символам и его государственной идентичности.
Идентичность – это формируемое в человеческой психике концентрированное выражение представления о том, с какими общностями или группами (или другими людьми) отождествляет себя человек в отношении различных языковых, экономических, социальных, национальных, политических, профессиональных, культурных, религиозных и других качеств и свойств.
Характеристики национального самосознания
К характеристикам национального самосознания относятся:
- общность;
- отличительность.
Общность национального самосознания определяется по степени однородности нации. Однородность нации обеспечивает накопление в ее сознании информации о своей истории, ее легендарном прошлом, религиозной составляющей, языке и является неким зеркалом, отражающим внутреннее состояние (внутреннего измерения) национальной идентичности.
Отличительность отражает степень сходства или отличия данной нации от других, входящих в международное сообщество наций. В отличительности проявляется внешнее восприятие (внешнее измерение) национального самосознания.
Виды идентичности
Естественные виды идентичности:
- территориальная идентичность;
- этническая идентичность.
Естественная идентичность не является результатом воспроизводства, требующего организованного участия.
Искусственные виды идентичности:
- национальная идентичность;
- гражданская идентичность;
- религиозная идентичность;
Идентичность искусственного вида нуждается в постоянной, организованной поддержке.
Национальная ментальность
Для понимания русской ментальности как важнейшего фактора, определяющего национальное самосознание, достаточно привести в качестве наглядного примера такой культурный пласт как метатекст отечественной культуры, совокупность произведений русской литературы девятнадцатого и двадцатого веков. В этих произведениях актуальность проблемы ментальности проявляется в реальности, открывающей для читающей публики проявления национального самосознания.
Целостность двуединого пространства складывается из культурной реальности и ментальности. Ментальность выступает как среда, в которой в процессе повседневной жизни устойчиво воспроизводятся и транслируются обучающие механизмы, где формируются смысловые структуры для образования культурной реальности.
Сфера культурно-бессознательного выступает вместилищем, находящихся за пределами зоны рефлексии ментальных структур. Человек в этом случае рассматривается как субъект культуры, являющийся носителем заданных повседневностью ориентиров и соответствующих им поведенческих и когнитивных установок. Не следует забывать и о многоуровневости культуры, где в тесном взаимодействии находятся ее народные (этнические) формы, проявляющиеся в ментальных бессознательных импульсах, и национальная культура во всем многообразии ее форм.
Национальная культура не является тождественной этнической. Лучшие достижения национальной культуры являются продуктами, произведенными наиболее талантливыми представителями нации. Проявление национальности как явления следует отнести к категории интеллектуального порядка, поскольку в основном наиболее полно национальную сущность народа выражает интеллигенция. Следует отметить тот факт, что в восемнадцатом и девятнадцатом веках в России образовалась пропасть между так называемой культурой «простого народа» и национальной культурой.
Устранить эту пропасть удалось А. С. Пушкину, гению, сумевшему сочетать в своих произведениях аристократическую образованность с «простонародным» началом, языческие представления и традиции с христианскими традициями, русское с европейским, общенациональное коллективистское чувство с личностным, безличное с обостренно индивидуальным.
Как структурное единство русская культура девятнадцатого века внутренне разделена на две различные части одной системы: бинарную и тернарную. Такое разделение обозначает оппозиционную раздвоенность (в произведениях литературы в частности) в первом случае, и гармоничное сочетание выявленных соотношений двух противоположных начал во втором, соединение их единое целое.
Примером бинарности могут служить произведения Ф. М. Достоевского, а примером тернарности - Л. Н. Толстого. Примером сочетания первого и второго являются произведения А. С. Пушкина, творчество которого можно считать начальным этапом развития русской классической литературы.
Срединная (средняя) культура рождается в результате медиации, как территория культурных смыслов, как духовный мир, как настоящая реальность, а не только утопия нереализованных проектов.