Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

«Теория симулякров» Жана Бодрийяра

«Теория симулякров» Жана Бодрийяра

Замечание 1

«Теория симулякров» Жана Бодрийяра – это теория симулякров и симуляций, принадлежащая французскому философу-постмодернисту, культурологу и социологу Жану Бодрийяру (27 июля 1929, Реймс, Франция — 6 марта 2007, Париж, Франция).

В основу теории положено такое понятие, как симулякр, упоминаемое еще Платоном и трактуемое им, как «тень тени» или «копия копии». В ходе развития марксистского определения «надстройка» Бодрийяром введено понятие гиперреальности, основанной на симуляции, кроме того, им предложено считать знаки или симулякры единицами гиперреальности. Новизна трактовки термина «симулякр» в интерпретации Бодрийяра состоит в том, что он применил его в отношении к социальной реальности в отличие от других постмодернистов, придав другие смыслы содержанию известного термина.

Определение 1

Симулякр – это копия, подобие (от лат. simulacrum), изображение того, что не существует в действительности, сегодня это понятие является ключевым термином философии постмодерна. Любые смыслы и вещи могут быть связаны с термином «симулякр», кроме того под ним понимают копию исходного образца в политической или культурной сфере.

Гиперреальность – это виртуальная реальность, искусственно созданная надреальность или сверхреальность (др. греч. ὑπέρ — над, сверху и лат. realis — вещественный, действительный); термин, используемый в философии постмодерна, означающий неспособность сознания отличать реальность от вымысла, фантазии, объясняющий симуляцию действительности, наибольшее развитие приобретший в странах постмодернистской культуры на основе широкого внедрения новейших технологий по распространению информации.

Ключевые понятия теории симулякров:

  • симуляция – предложение гиперреального варианта, то есть создание моделей реальности, не имеющих оригинала в действительности;
  • симулякр – истина, скрывающая отсутствие ее существования, а не то, что скрывает собой истину;
  • симулировать – делать вид, что вы имеете то, чего у вас на самом деле нет.
««Теория симулякров» Жана Бодрийяра» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Три порядка симулякров согласно теории Бодрийяра

Три порядка симулякров согласно теории Бодрийяра:

  • естественные симулякры (натуралистические). В их основе задействован образ, подделка или имитация оптимистичного, гармоничного свойства, направленные на создание идеальной институции природы (по образу и подобию Божию), например, утопии;
  • продуктивные симулякры, основной идеей которых является повышение производительности, совершенствовании всей системы производства, в использовании силы, энергии, материальном воплощении в машине, описанное в научной фантастике;
  • симулякры, нацеленные на тотальный контроль и основанные на информационной составляющей, моделировании, полной операциональности, кибернетической игре, симулякры симуляции, в конечном счете, создающие гиперреальность.

Эпоха гиперреальности

В современных условиях согласно теории Бодрийяра симулякры стали если не самой реальностью, то, по крайней мере, ее частью. Весьма затруднительно дать ответ на вопрос, какова настоящая реальность или на худой конец более правдоподобная. В условиях, когда информационные потоки столь велики, как сегодня, масштабы симуляции приобрели такое распространение, когда все больше становится заметным совпадение реального с копиями, подделками, моделями симуляции.

Грань между реальным миром и симуляцией размывается настолько, что симуляция превращается в некую реальность. Измененные симуляцией привычные, устоявшиеся понятия, ценности, образы лишают людей желания думать, анализировать, постигать истину, искажают смысл и значение событий современности и исторических событий, внушая мысль о том, что симуляция и есть истина.

Гиперреальность, как искусственная среда, стремится стать подменой истинной реальности, действует на нее разрушительно.

Бодрийяр назвал постмодернизм, характеризуемый утратой людьми чувства реальности, эпохой гиперреальности. Гиперреальность может только симулировать в отличие от реальности, которая производит.

Средства массовой информации располагают технологическими возможностями создавать собственную реальность, подменяя ее продуктами своего творчества. Оказавшись в плену информационной симуляции, искусственной подмены люди не в состоянии воспринимать настоящую действительность. Погружение в виртуальный, гиперреальный мир вырывает людей из действительного, реального мира.

Происходит уменьшение смысла при возрастании объема информации.

Роль искусства как функции по возвращению к реальности

В работе «Прозрачность зла», написанной в 1990 году, Бодрийяр ввел понятие «трансэстетика», которое описывает современность, как время, когда подлежит эстетизации все, чем наполнена повседневная реальность: от автомобиля до мусора, от политики до секса.

Бодрийяр в связи с этим отмечает, что все эстетическое становится банальным, а банальность мира входит в сферу эстетики, делает из этого заключение о том, что если эстетическим становится весь мир, то это означает конец эстетики и искусства, поскольку в этом случае исчезает традиционный смысл эстетики. Марсель Дюшан, (как впоследствии и Энди Уорхал в своих арт-практиках) перевел представляемые публике образы в разряд вещей, создав тем самым некую «поверхность без глубины».

Однако все не так трагично. Возвращение в действительность, в реальную, живую жизнь вполне возможно.

Между прочим, возвращение к реальности, выход из тупика, по мнению Бодрийяра, может обеспечить именно искусство, излечить общество от иллюзий и освободить из плена дезинформации. Например, кинематограф вполне располагает всеми средствами для того, чтобы вернуть людей к реальности. Весьма удачная попытка была сделана кинематографистами США в 1997 году, когда был снят художественный фильм Барри Левинсона «Плутовство» или «Хвост виляет собакой» (англ. Wag the Dog), где в главных ролях снялись Роберт Де Ниро и Дастин Хоффман.

Фильм был снят под впечатлением от работы Бодрийяра «Войны в Заливе не было», принесшей ему известность и в которой был проведен анализ событий и подвержена критике тактика поведения массмедиа при подготовке к войне в Персидском заливе 1991 года.

Этой работой Бодрийяр привлек внимание читающей публики к тому, как распространяются сведения о событиях, происходящих в реальном времени, рассказал о том, как делают ненужным, излишним само происходящее событие, заменяя его экранными изображениями, подменяя саму реальность.

Так предлагаемая зрителям в качестве цифровой фотографии картинка, изображающая что-то, что в действительности изображает то, чего на самом деле никогда не существовало, а лишь было создано при помощи специального программного обеспечения.

Дата написания статьи: 11.05.2022
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot