Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина
Теория коммуникации как наука – описывает явления коммуникации, возникающие между ними взаимосвязи, сюжетные линии, занимается описанием этих взаимосвязей, является способом обсуждения основных событий и анализа обязательств и процессов, формирующих коммуникацию. Теория коммуникации является способом для отображения мира, позволяет делать его доступным для навигации. Теория коммуникации берет свое начало в нескольких исторических источниках, в числе которых ораторское искусство и риторика, ряд концепций общества и разума, относящихся к эпохе Просвещения, попытки осмысления пропаганды и отношений между обществом и СМИ послевоенного периода.
В процессе формирования теории коммуникации появились два подхода к определению ее предмета.
Первый подход состоит в утверждении о том, что единой теории коммуникации не существует. Причина существования множества теорий коммуникации заключается в специфике коммуникативного знания, состоящей в столкновении человека с множеством процессов и объектов коммуникации, описываемых разными науками (философией, социологией, кибернетикой, лингвистикой, психологией), которые, так или иначе, пересекаются с проблематикой коммуникации. Каждая их этих наук имеет «свою» теорию коммуникации. Достоинства этого подхода состоят в возможности расширения предметного поля теории в связи с появлением новых знаний при использовании данных разных наук.
Второй подход состоит в том, что помимо других наук, в поле зрения интересов которых есть и коммуникационные процессы, должна также существовать и общая теория коммуникации. Общая теория коммуникации в этом случае не занималась бы изучением коммуникации помимо других объектов (как это происходит в социологии, философии или кибернетике), а только в качестве единственного и основного объекта.
С помощью такой теории можно рассматривать коммуникацию в качестве многомерной системы, с выявлением присущих ей элементов, механизмов, отношений и устойчивых связей. Совершенно очевидно, что в таком виде теория коммуникации естественно предстает единой и в своих теоретических обобщениях, которые касаются связей, механизмов, структуры и отношений, наблюдаемых в коммуникационном поле, аккумулируя и интегрируя результаты, которые получены при использовании теоретических арсеналов других наук.
В расширенном понимании теория коммуникации содержит все коммуникативное знание, являясь комплексом дисциплин, которые изучают коммуникацию помимо своего основного предмета.
В узком понимании теория коммуникации имеет связь с закономерностями и универсальными механизмами информационного обмена.
При рассмотрении структуры коммуникативного знания можно использовать следующую пирамидальную иерархию: в ее основании расположены частные теории социальной коммуникации: психологические, социологические, политологические, лингвистические, культурологические, технологические. Этот уровень представлен также теориями видовых и межвидовых коммуникаций.
Средний уровень формирует общую теорию биокоммуникации по причине обобщения теории видовых и межвидовых коммуникаций. На этом уровне за счет обобщения частных теорий социальной коммуникации происходит формирование теории социальной коммуникации. Общая теория коммуникации является венцом пирамиды.
Теория коммуникации как учебная дисциплина имеет связь с такими гуманитарными дисциплинами как философия (теория познания, аналитическая и коммуникативная философия), логика, семиотика (наука о знаковых системах), социология, психология, педагогика.
Предмет цели и задачи дисциплины «Теория коммуникации»
Предметом изучения Теории коммуникации как дисциплины являются акты общения. В рамках теории коммуникации, сформированной на базе таких дисциплин как психологическая теория деятельности, лингвистическая прагматика, социолингвистика и лингвистика текста рассмотрение речевого общения происходит как многоуровневого явления и охватывает социальный, коммуникативный, психологический и лингвистический аспекты.
Основными задачами дисциплины являются:
- выработка у обучающихся целостного представления о коммуникации как сфере теоретических исследований;
- развитие базовых лингвистических понятий, дополнение их терминологией;
- формирование навыков устной и письменной коммуникации с помощью системного знания теории коммуникации.
Необходимые условия освоения дисциплины:
- знание основных положений филологических дисциплин;
- освоение научного аппарата современной коммуникативистики;
- умение использовать методы исследования коммуникации;
- навыки в эффективном практическом применении теоретических знаний.
Результаты освоения дисциплины «Теория коммуникации»
Студенты, заверщившие изучение дисциплины, должны:
- владеть базовыми методами и приемами при анализе коммуникативных ситуаций, приемами, позволяющими вести речевую коммуникацию, как в устной, так и в письменной форме (как на русском, так и на других языках);
- обладать умением репрезентации сведений об истории, современного состояния и перспективах в развитии теории коммуникации, в частности в области лингвистики;
- уметь использовать важнейшие положения и концепции в области теории коммуникации, понятия, термины и категории коммуникативной лингвистики, принципы коммуникативного подхода к изучению языка.
Вышеперечисленные результаты обучения составляют основу формирования следующих компетенций:
- общекультурные: способность к осуществлению коммуникации, как в устной, так и в письменной формах на русском и иностранных языках при решении задач межкультурного и межличностного взаимодействия;
- общепрофессиональные: способность к демонстрированию знания основных положений и компетенций в сфере общего языкознания, в области теории и истории изучаемых языков, теории коммуникации; свободное владение литературной формой изучаемого языка, свободное использование базовых методов и приемов различных типов устной и письменной коммуникации на этом языке;
- профессиональные: способность к использованию полученных знаний в сфере теории и истории изучаемого языка или языков, литературы или литератур, теории коммуникации, к ведению анализа в области филологии, к интерпретации текстов в собственных научно-исследовательских работах; владение навыками участия в научных дискуссиях, умение выступать с докладами и сообщениями, в устной, письменной и виртуальной форме представлять материалы собственных исследований.