Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Невербальные коммуникации как выразительное средство кино и телевидения

Невербальные коммуникации как выразительное средство кино и телевидения

Невербальные коммуникации как выразительное средство кино и телевидения являются отражением их способностей к усилению или ослаблению вербального воздействия и одновременно выявлению намерений стороны, оказывающей воздействие. Система поз, жестов, мимики, походка и другие форм невербальной коммуникации используются в кино и на телевидении для осуществления определенного воздействия на зрительскую аудиторию, и в соединении с речью составляют некую единую систему подачи видового материала, несущего в себе определенную смысловую нагрузку. Высокопрофессиональное использование невербальных форм коммуникации вносит разнообразие в характеристики героев и персонажей, добавляя в богатую эмоциональную художественную палитру новые краски и оттенки настроения, новые смыслы и подтексты, которые недоступны при использовании только вербальных средств.

Невербальные коммуникации как выразительные средства кинематографа представляют собой формы передачи эмоционального состояния героев кинофильмов, особенно активно использовавшиеся в период зарождения игрового художественного кино, как отдельного вида искусства, начало которому положило незвуковое («немое»), в котором применение вербальных средств было невозможно, а киносеансы сопровождались игрой таперов, возмещавших музыкальным сопровождением отсутствие речи в актерской игре. С появлением в кино звука надобность в закадровом музыкальном сопровождении фильмов отпала.

Невербальная коммуникация проявляется в нескольких формах:

  • кинетике (оптико-кинестетической система, которая включает в себя восприятие внешнего вида и выразительных движений людей - жестов, мимики, поз, походок и т. д.);
  • паралингвистике (в системе вокализации голоса, в использовании пауз, покашливаниях и других приемах);
  • проксемике (организации общения в пространстве и времени);
  • визуальном общении (системе контакта глаз).
«Невербальные коммуникации как выразительное средство кино и телевидения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Выразительные средства кино и телевидения

Характерные особенности выразительных средств периода незвукового и раннего звукового художественного игрового кино (двадцатые-тридцатые годы) заключаются в гипертрофированном использовании невербальных средств, в основном жестов, поз, особенной яркости глаз, необычайной подвижности лиц, выражении радости и счастья.

Во второй половине тридцатых годов в невербальных средствах советского кинематографа происходят некоторые изменения, которые выражаются в более приглушенном использовании поз и жестов, меньшей их картинности и нарочитости, более тонком использовании положения бровей, губ, сменяющейся по мере необходимости яркости глаз.

В период сороковых годов советское кино становится более лиричным и проникновенным и одновременно приобретает некоторый оттенок эпичности. В это время наблюдается более экономное использование выразительных средств, смягчаются мимика, более экономной становится жестикуляция, несколько смягчается яркость глаз, уменьшается подвижность лица, позы становятся более естественными.

Пятидесятые годы во многом являются продолжение сороковых, с более углубленным и профессионально отшлифованным использованием выражения лица, глаз, глубоких пауз.

В шестидесятые годы с проникновением на советские экраны зарубежного кино постепенно начинает приобретать новые черты: вместе с большей естественностью поз, выражений лица, глаз, вместе с уходом мимического разнообразия, уходит и многоплановость в передаче эмоционального состояния, кино становится все более рациональным и прохладным. Семидесятые и восьмидесятые годы, продолжая традиции шестидесятых, придали кинопроизведениям некоторый эмоциональный накал за счет использования особенной и разнообразной выразительности глаз, проявляющейся в напряженности взгляда, при мягкой жестикуляции, смягченном варианте походок.

Восьмидесятые годы отмечены снижением эмоционального накала в выражении глаз, выразительности поз и жестов, отсутствием характерных запоминающихся походок, манер.

Характерные особенности выразительных средств постсоветского периода заключаются в постепенном угасании актерского мастерства, затухании традиций преподавания в учебных заведениях, выпускающих актеров для работы в театре и кино. Отсутствие школы, полусамодеятельная актерская игра, неубедительная мимика, позы, жесты, неумение использовать паузы, невнятная речь, отсутствие приемлемого разговорного голоса и актерской фактуры сделали невозможным использование других невербальных приемов.

Особенности невербальных коммуникаций как выразительного средства на телевидении

Выразительные средства телевидения являются продуктом, унаследованным и заимствованным из кинематографа, в котором они получили свое начало и всестороннее развитие.

Выразительные средства, используемые в 50-е годы на телевидении, отличает радостное, праздничное, заинтересованное преподнесение материала.

В шестидесятые годы используется сдержанная манера мимики, благообразие, сохраняется торжественная приподнятость, доброжелательность, приветливость, добавляется улыбчивость уместная в каждом конкретном случае, подчеркнуто благородный вид, манеры, заинтересованная подача материала, актерски грамотное использование пауз, профессиональная актерская постановка голосов, обладающих приятными разговорными тембрами.

В семидесятые добавляется холодноватая, сдержанная манера в позах и жестах подчеркивающая достоинство и благородство в манерах, которые начинают постепенно размываться, а потом и вовсе исчезают.

В восьмидесятые годы тенденции, наметившиеся в семидесятые, имели свое продолжение. В это время добавилась некоторая агрессивность в использовании мимики, жесты стали грубее.

С начала девяностых годов в подаче телематериалов стали преобладать холодность, излишняя рациональность, отстраненность, некоторое высокомерие по отношении к аудитории новостных каналов. Это время отмечено отсутствием обаяния, индивидуальности, стандартно офисным, порой нарочито скучным вариантом офисного стиля в общем внешнем виде, некоторой надменности, конвейерного однообразия, неуместной нарочито подчеркиваемой брутальности. Особенности этого времени наблюдаются и на сегодняшнем телевидении.

Возможности невербальных коммуникаций в качестве выразительного средства в кино и на телевидении в сегодняшних условий на высокопрофессиональном уровне используются крайне редко и зачастую весьма пошло и вульгарно, порой совершенно отталкивая кино- и телезрителей.

Дата написания статьи: 06.10.2022
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot