Композиция газеты – это составление в единое целое частей периодического печатного издания, расположение текстов и изображений в соответствии с издательской концепцией.
Газета – это периодическое печатное издание установленного формата, имеющее постоянное название, выходящее с периодичностью не реже одного раза в месяц, отличающееся актуальностью тем, универсальностью рассматриваемых вопросов, мобильностью, доступностью для широкой публики, официальным статусом.
Журнал – это периодическое издание, установленного формата, содержащее статьи и рефераты по различным вопросам в конкретных рубриках. Наряду с газетой журнал является средством массовой пропаганды и средством массовой информации.
Структура периодического печатного издания
Для создания композиции периодического издания необходимо составление макета, в котором наглядно представлены места расположения всех деталей оформления и публикуемых материалов, графического пополосного плана верстки нового номера.
Изготавливается макет на специальных листах, которые воспроизводят в уменьшенных или натуральных размерах газетную или журнальную полосу.
На листе макета в виде сетки установлены границы стандартных текстовых колонок, включающие шкалу количества строк основного шрифта.
В макете отражают особенности размещения и оформления заголовков, рамок, линеек, текстовых и иллюстрационных материалов.
Верстка – процесс и результат размещения заголовков, текстовых, иллюстрационных материалов и других элементов, содержащихся на каждой полосе в соответствии с ее макетом.
В случае компьютерной верстки введение текстов в полосы производится двумя способами. В первом случае текст вводится непосредственно с клавиатуры компьютера в отведенное в макете место. Во втором случае созданный в текстовом процессоре документа текст импортируется. Вторым способом набираются (вводятся) основные тексты.
Преимущество компьютерного варианта верстки состоит в автоматизации значительной части работы по созданию макета с использованием шаблонов, библиотек, эталонных страниц.
Шаблон может содержать: заголовки, колонтитулы, основной текст (стили); количество страниц издания, указатель содержания, эталонные страницы, выходные данные и тому подобное.
Построение шаблонов происходит из так называемой описательной модели, которая содержит представление об оформлении издания, либо при помощи преобразования в них наиболее удачных макетов.
Существуют как постоянно, так и эпизодически используемые компоненты формы. К ним относятся цитаты, пиктограммы, подписные бланки, логотипы, строки продолжения (их можно хранить в библиотеке и извлекать нужные по мере необходимости).
Редакционный процесс выпуска печатного номера периодического издания
Допечатные процессы включают в себя следующие этапы:
- обработка и подготовка текста и иллюстраций;
- макетирование;
- верстка;
- корректура;
- получение конечного редакционного продукта.
С полученного конечного редакционного продукта будет изготавливаться печатная форма (для тиражирования издания).
Компоненты, входящие в содержание издания:
- тематические направления;
- жанровая палитра;
- модальность материалов (знак информации);
- локальность материалов (территориальная принадлежность, географический охват);
- источники информации;
- лексико-стилистические особенности.
Тематические направления.
Для формирования содержательной модели необходимо определить тот список тем, которые будут периодически появляться в издании, кроме того, необходимо создать иерархию этих тем.
В момент определения подходов к созданию модели рассматриваются возможности коллектива редакции и информационные интересы, вкусы и потребности, как реальных, так и потенциальных читателей.
Жанровая палитра.
Как форма изображения действительности, в виде сложившихся в профессиональной среде образцов, жанр проявляется в виде журналистского произведения.
Классическая жанровая система может быть взята за основу в случае описания или определения жанровой палитры.
Модальность материалов.
Отношение к предлагаемой журналистом или изданием информации отражается в модальности и может быть разного характера, например:
- нейтрально-информационного свойства (когда автор, сообщая читателям факты, при этом не выражает к ним своего отношения);
- положительного свойства (когда в материале, чаще всего в виде комментария, отчетливо видна позитивная оценка описываемых персон, фактов, явлений, событий);
- отрицательного свойства (когда в материале, чаще всего в виде комментария, отражена негативная оценка описываемых событий, фактов, явлений, персон);
- разнопланового или проблемного свойства (когда автор материала дает неоднозначную оценку описываемому событию, как правило, такая модальность присуща аналитическим материалам).
Локальность.
Сфера распространения печатного издания может охватывать:
- город,
- район,
- область;
- край,
- республику РФ;
- Россию;
- мир.
Источник информации.
В число источников информации входят: материалы авторов; материалы редакции; сообщения, содержащиеся в материалах информационных агентств; официальные документы; материалы из другого издания, материалы из интернета.
Лексико-стилистические особенности издания в целом, а также отдельных авторских материалов.
К ним относятся: особенности лексического свойства (использование штампов и канцеляризмов; использование неологизмов и устаревших слов; соотношение разговорной и литературной лексики; использование выразительных языковых средств (например, цитат, поговорок, пословиц); особенностей синтаксического свойства (выбор синтаксических конструкций); особенности стилистического свойства (степень соответствия газетному или журнальному стилю); соотношение различных стилей, соответствие материалов тому или иному жанру); особенности композиции (структура материала).
Периодическое издание обязано для обеспечения и поддержания нормальной работы иметь в своем распоряжении как минимум три модели, а именно организационную, содержательную и дизайнерскую (оформительскую).
Содержательная модель должна иметь ответы на вопрос о том, какие материалы будут публиковаться, о чем будет вестись повествование, какие технологии будут использоваться в осуществлении профессиональной деятельности, связанной со сбором и переработкой самой разнообразной информации, превращением ее в продукт, потребляемый целевыми аудиториями при помощи средств массовой информации.
Необходимо определить, какова концепция издания, какова его предметная специфика, кроме того, следует определить, какие культурные образы будут отражены на его страницах, каковы будут его этические и эстетические постулаты.
Необходимо также определить, какими способами будет воспроизводиться окружающая действительность и какие тематические направления будут доминировать в издании.