Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Коммуникативное пространство в теории Герберта Маршалла Маклюэна

Коммуникативное пространство в теории Герберта Маршалла Маклюэна

Определение 1

Коммуникативное пространство в теории Герберта Маршалла Маклюэна – является концепцией развития истории коммуникаций в которой она рассматривается через призму истории войн.

Автор приходит к выводу о том, что войны являются фактором, способствующим глобализации культуры, а также о том, как в рамках военных действий с помощью медиа можно развивать массовую культуру. Распространение с помощью медиа определенных образов Маклюэн рассматривает в качестве разновидности информационной войны. Формированием в массовом сознании образа врага характеризуется современная эпоха, в которой распространяемая информация, медиа оказываются более сильным оружием в сравнении и традиционным. Медийные технологии формируют единые ощущения у жителей планеты, навязывая им чувство страха перед ядерной угрозой. Информационные войны двадцатого и двадцать первого века являются логическим продолжением войн предшествующего типа. В качестве военного трофея для победителя в этой войне выступает смена господствующей картины мира.

Статья: Коммуникативное пространство в теории Герберта Маршалла Маклюэна
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Теория Герберта Маршалла Маклюэна канадского литературного критика, филолога, философа и культуролога включает в себя исследования в области воздействия на людей и общество в целом, например, в рамках концепции, так называемой глобальной деревни электрических и электронных средств коммуникации.

Периоды развития теории Маклюэна

Можно выделить три периода формирования медиаконцепции:

• ранний период (конец сороковых – середина шестидесятых годов двадцатого века); • средний период (конец шестидесятых – середина семидесятых годов двадцатого века); • поздний период (начало семидесятых – конец семидесятых годов двадцатого века).

Ранний период творчества Маклюэна отличается подбором инструментов для рассмотрения медиа. После окончательного переезда в Торонто (после обучения за рубежом) Маклюэн становится преподавателем колледжа при университете. Там он получил возможность познакомиться с известными учеными, специализирующимися на изучении антропологии, культуры, коммуникации и медиа, которые оказывают значительное влияние на его убеждения и способствуют становлению его концепции. В конце шестидесятых годов Маклюэн в качестве известного эксперта в области медиа приезжает в Нью-Йорк. В результате этой поездки он изменяет свои подходы к изучению медиа, что позволяет ему обратить внимание не на всю картину целиком, а на отдельные аспекты.

«Коммуникативное пространство в теории Герберта Маршалла Маклюэна» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Средний период творчества Маклюэна отличает формирование концепции медиа на основе углубления и уточнения сформированного ранее поля объектов, которые наделены статусом медиа. Ранний период отличался движением «вширь» в отличие от среднего, отличающегося движением «вглубь» (что достигалось во многом по причине более глубокого погружения в историю искусства). В этот период происходит окончательное оформление циклического характера модели Маклюэна. Одновременно с этим книги Маклюэна этого периода не столь популярны, понятны и востребованы современниками, имеют меньшие тиражи.

Поздний период творчества Маклюэна отличает от предыдущих периодов попытка придания объективности массиву данных, суждений и наблюдений, которые были собраны им за весь период исследовательских поисков. Этот период стал переломным, поскольку в это время Маклюэном была осознана необходимость в системном осмыслении природы медиа. В этот период стали очевидны итоги завершившихся к этому времени социальных революций шестидесятых годов.

Основные книги раннего периода

К ним относятся:

  1. Механическая невеста: фольклор индустриального человека (1951).
  2. Галактика Гуттенберга: становление человека печатающего (1962).
  3. Понимание медиа: внешние расширения человека (1964).
  4. Средство коммуникации – это «век масс» («massage») (1967).

Из трех первых перечисленных книг можно составить «атласы звездного неба», если следовать используемой автором метафоре галактик, примененной им в отношении исторических периодов развития культуры.

Эти атласы содержат незначительное число объяснений, имеют слабую аргументацию, однако их ценность состоит в том, что в них сделана попытка соединения разнообразных, разрозненных данных о проявлениях медиа в максимальных количествах.

Недостатки книг состоят в непоследовательности изложения и недостаточной системности. В этот период происходит лишь создание языка, который мог стать инструментом описания медиа в качестве самодостаточного объекта исследования, что представлялось новшеством в отношении научной мысли.

Основные книги среднего периода

К ним относятся следующие труды:

  1. Через исчезающую точку: пространство в поэзии и живописи (1968).
  2. Война и мир в глобальной деревне (1968).
  3. От клише к архетипу (1970).
  4. Культура – наше дело (1970).
  5. Сегодня: менеджер вне системы (1972).

Книги этого периода существенно разнятся между собой, но и имеют объединяющие их черты, поскольку все они подвергают рассматриваемые проблемы более глубокому, детальному изучению. Ключевой для Маклюэна категорией при описании медиасреды становится пространство.

Автор использует при изучении представлений о пространстве различные художественные стили, проводит сравнения разных видов искусства (литературы и живописи, а также театра). Его интересует поиск ответа на вопрос о том, каковы механизмы, обеспечивающие участие медиа в общественных преобразованиях.

В этот период происходит усиление критического отношения Маклюэна к медиасреде, в которой на тот момент находилось современное ему общество. Он определяет более точно две наиболее проблемные и значимые области, первая из которых война (в качестве основы периодизации общественного развития), вторая – массовая культура, в качестве набора клише ушедших эпох (которые отсылают к тем или иным паттернам общественного устройства).

Основные книги позднего периода

К основным работам этого периода относятся:

  1. Город как классная комната: понимание языка и медиа (1977).
  2. Законы медиа: новая наука (1988).
  3. Глобальная деревня: трансформации в мире и медиа 21 века (1989).
  4. Медиа и формальная причина (2011).

Книги последнего периода, являющегося заключительным. можно охарактеризовать как работы по объективизации и систематизации того, что было написано в прошлые годы. В них автор представляет публике окончательно сформулированную модель открытого цикла социокультурной динамики, где также дает описание ее ключевых механизмов и того, какую роль играет в них медиа.

В этот период Маклюэн дает подробные описания визуального и акустического пространств в качестве ключевых. В это же время для описания изменений, происходящих в медиасреде, он ввел метафору фигуры и фона. Впервые справившись с проблемой голода, а также позволив себе удовлетворение иных базовых потребностей, общество перешло к формированию потребительских ценностей.

Появилось так называемое символическое потребление, следствием которого стало распространение феномена престижного потребления. Ответной реакцией на такие явления как массовая культура и потребительские ценности, транслирующие их, стало движение панков, хиппи и других субкультур.

Это время характеризуется формированием контркультурных, субкультурных, а также протестных молодежных движений. Движения подобного рода в отличие от тех, что доминировали в обществе прежде, представляли собой другие способы изменения картины мира, конструирования реальности.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 04.07.2022
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot