Генезис форм и видов интегрированных коммуникаций
Генезис форм и видов интегрированных коммуникаций – это происхождение форм и видов объединенных коммуникаций, изучение которых может оказать благотворное влияние на их дальнейшее развитие и совершенствование, на основе имеющегося опыта и результатов комплексных исследований, дающих основания для осуществления позитивных ожиданий от использования.
Генезис – означает начало, истоки какого-либо явления и является философской категорией. Выражает происхождение, а также возникновение и становления определенного явления.
Интеграция – означает объединение разрозненных элементов, частей в единое целое, а также восстановление или возобновление целого.
Интеграционные процессы могут происходить как при образовании новых систем из элементов, ранее не связанных между собой, либо в пределах ранее сложившейся системы, что может способствовать повышению степени ее организованности и целостности.
При этом следует отметить, что части, интегрированные в некую целостную систему, могут иметь различную степень автономии. Интеграционный процесс приводит к увеличению интенсивности и объема взаимодействий и взаимосвязей между соединяемыми элементами, что приводит к надстройке новых уровней управления.
Структура интегрированных коммуникаций
К основным элементам структуры относятся:
- реклама;
- связи с общественностью (PR);
- прямой маркетинг;
- стимулирование продаж;
- выставки (ярмарки);
- фирменный стиль;
- брендинг;
- мерчандайзинг.
Формы интегрированных коммуникаций
К ним относятся:
- содержательная интеграция;
- функциональная интеграция;
- инструментальная интеграция;
- горизонтальная интеграция;
- вертикальная интеграция.
О содержательной интеграции можно сказать, что она представляет собой тематическую координацию используемых средств коммуникации.
Функциональная интеграция предполагает степень вклада отдельных инструментов и элементов, входящих в комплекс на пути достижения общих коммуникативных целей.
Инструментальная интеграция предполагает согласование разнообразных коммуникативных элементов и координацию мероприятий в рамках отдельных инструментов комплекса, направленного на продвижение.
Горизонтальная интеграция осуществляет связь в единое целое различных коммуникационных мероприятий, которые предназначались для одной целевой аудитории.
Вертикальная интеграция позволяет проводить на разных уровнях мероприятия единые по содержанию.
Принципы управления интегрированными коммуникациями
К таким принципам относятся:
- достижение общих целей на основе взаимосвязи всех видов профессиональной деятельности в соответствии с единой, хорошо выверенной стратегий организации;
- использование всего существующего набора инструментов продвижения не гарантирует достижения успеха, тем более, если это касается организаций, являющихся сложными системами;
- стратегические коммуникационные кампании должны планироваться на основе целей самой организации, а также с учетом мнений и запросов целевых групп общественности, с которыми организация ведет активное взаимодействие;
- в тех случаях, когда организация располагает скромными финансовыми возможностями принимать решения о проведении коммуникационных мероприятий и кампаний, с использованием наиболее действенных и проверенных инструментов должно осуществляться осознанно, по результатам исследований целевой аудитории, анализа сложившейся ситуации, когда необходимость была бы очевидным и неоспоримым фактом и высока степень эффективности использования применения избранных инструментов.
Усложнение коммуникационных процессов происходило постепенно, и его началом стал этап несистемных коммуникаций, который приходился на пятидесятые-шестидесятые годы двадцатого века. В это время коммуникативные стратегии не играли большой роли, внимание было сконцентрировано на объемах предложения товаров для обеспечения его постоянного спроса.
Следующим этапом стал этапом товарных коммуникаций, который пришелся на шестидесятые-семидесятые годы, когда предприятия стали использовать при организации продаж коммуникативные инструменты. В это время активно начали использоваться реклама, стимулирование продаж и средства массовой информации.
Следующий этап, пришедшийся на семидесятые-восьмидесятые годы, стал этапом коммуникаций с целевыми группами. В этот период для получения прибыли формы использовали коммуникации для установления контактов с клиентами через взаимодействие с целевыми группами.
На период восьмидесятых-девяностых годов приходится этап конкурентных коммуникаций. В этот период происходит изменение коммуникативных условий, которое привело к росту коммуникативной конкурентной борьбы, что потребовало от предприятий использования оптимальных форм и средств коммуникаций.
Следующий этап, пришедшийся на девяностые годы двадцатого века-десятые годы двадцать первого века, стал этапом конкурентных и интегрированных коммуникаций. Этот период характерен динамикой развития рынка рекламоносителей, что привело к созданию медиапространства.
Информационная загруженность покупателей, засилье рекламы подталкивают к использованию интегрированных коммуникаций, базирующихся на хорошо организованном взаимодействии многообразных коммуникационных форм, процессов и носителей коммуникаций, что достигается через координацию и планирование.
Анализ динамики развития интегрированных коммуникаций наводит на мысль о том, что за период их развития в формах и инструментах коммуникаций, а также механизмах действия произошли существенные изменения.
Эти изменения связаны с трансформацией в традициях, вкусах, пристрастиях покупателей, в их финансовых возможностях, возможностях производителей, произошедшей, за последние полтора века. Кроме этого, произошли кардинальные перемены в социуме и мире в целом.
Особой быстротой изменений отличаются последние десятилетия. В первую очередь это связано с появлением компьютеров, Интернета, мобильной связи, других технических новшеств, изменивших экономику. Изменились представления об информационных, инновационных, интеллектуальных возможностях общества в современных условиях.
Появившийся в конце восьмидесятых годов двадцатого века термин «интегрированные коммуникации», обозначил изменения, произошедшие в коммуникативной среде. Тогда в ответ на современные рыночные вызовы, в дополнение к сложившемуся к началу девяностых годов набору инструментария добавился принципиально новый набор средств, позволяющий оперативно решать комплексные проблемы рынка товаров и услуг.
Эти новые средства коммуникации позволяют осуществлять продвижение позитивных имиджей, хороших репутаций, продвижения товаров и услуг с учетом запросов целевых групп потребителей, использовать компьютерные базы данных для предоставления потребителям исчерпывающей и достоверной информации.