Факторы, влияющие на потребительское поведение семьи
Факторы, влияющие на потребительское поведение семьи представляют собой категорию, способствующую превращению потребительских возможностей семьи в действительность.
Потребительское поведение семьи является осуществлением покупок членами семьи, которое основано на влиянии друг на друга, обусловленном совместным проживанием и ведением общего хозяйства, в процессе которого из частных представлений, индивидуальных вкусов и предпочтений формируется общее представление о том, что в данный момент, а также в перспективе будет необходимо приобрести.
Влияние семьи как социального фактора на потребительское поведение ее членов
Семья подвергается всестороннему изучению, поскольку она является самым важным фактором в организации потребительских закупок в обществе. Маркетологов интересует, насколько сильное влияние оказывает на совершение покупок различных товаров и услуг женой, мужем и детьми, помимо их семейных ролей жизненный цикл семьи.
В состав наставляющей семьи входят родители индивида, и именно от родителей он получает сумму наставлений, касающихся религии, политики, экономики, честолюбия, самоуважения, любви. И даже если покупатель уже давно перестал тесно взаимодействовать со своими родителями, влияние их авторитета на совершение им неосознанных поступков и поведение, по-прежнему, может быть весьма значительным.
В тех странах, где взрослые дети продолжают жить вместе с родителями, влияние родителей может оставаться определяющим. На повседневное поведение покупателей непосредственное влияние может оказывать также порожденная индивидом семья, то есть другой супруг и дети.
Особенностями современных семей являются одинаково работающие супруги, при нетождественном отношении к выполнению семейных обязанностей. Большинство мужчин придерживаются мнения, что в том случае, когда в семье работают и муж, и жена, и оба они заняты полный рабочий день, то и выполнение работ по ведению домашнего хозяйства должно быть распределено поровну. Фактически же на равных выполняют домашние хозяйственные обязанности только двадцать процентов мужчин. С одной стороны, заметно увеличение числа семей, которые состоят из родителей-одиночек, с другой стороны семья остается популярным институтом и поэтому большинство людей по-прежнему стремятся вступить в брак.
Домохозяйство представляет собой совместное проживание людей на одной площади, то есть за основу берется место проживания. Около двадцати пяти процентов от всех домохозяйств составляют люди, которые живут одни. Домохозяйством не являются такие категории людей, как пациенты больниц, монахи и солдаты, поскольку проживать совместно они вынуждены.
Огромное влияние семья оказывает на потребительские вкусы и ориентиры потребителей. Опираясь на личный, индивидуальный опыт, каждый из ее членов изменяет свои взгляды и установки под воздействием опыта других, на что также оказывает существенное влияние степень взаимодействия семьи с обществом. Совокупные потребительские представления отдельной семьи находятся в тесной связи с тем, что представляет собой эта семья, каков ее состав, какой этап жизненного цикла она проходит.
Факторы, влияющие на поведение потребителей
В изучении потребительской психологии к наиболее важным направлениям относится проведение анализа и оценка тех факторов, которые оказывают влияние на поведение потребителей при осуществлении выбора высокотехнологичных и традиционных продуктов.
Существуют различные варианты классификации факторов, влияющих на потребительское поведение, в каждом из вариантов выделяются разные факторы, но можно также заметить, что в некоторых случаях детерминантами (то есть первопричинами) выделяются одни и те же факторы.
Все факторы, влияющие на потребителей, делятся на четыре группы:
- культурные;
- социальные;
- психологические;
- личностные.
Культурными факторами являются культура, субкультура, социальное положение. Социальными факторами являются семья, референтные группы, статусы и роли. Психологическими факторами являются восприятие, мотивация, усвоение, отношения и убеждения. Личностные факторы включают в себя такие категории, как род занятий, образ жизни, представление о самом себе, экономическое положение, этап жизненного цикла, возраст, тип личности.
Группа личностных факторов наиболее сильно влияет на потребительское поведение на рынке. В свою очередь личностные факторы оказывают влияние на факторы психологического свойства, такие как убеждения, отношения, усвоение, восприятие и мотивация. Потребительское отношение к товарным характеристикам определяется психологическими факторами.
Помимо того, выделяют следующие группы факторов:
- внешние;
- внутренние.
Внешними факторами являются такие факторы, как возраст, род занятий, тип личности, образ жизни, уровень дохода, представление о самом себе, личностные и психологические отношения и убеждения, усвоение, восприятие.
Также к оказывающим влияние на поведение потребителей внешним факторам относятся такие факторы, как культура, демография, домохозяйства, референтные группы, социальный статус, различные ценности. Как правило, эти факторы оказывают на потребителей разных групп влияние разного характера и различного масштаба. Самым масштабным фактором является культура нации или страны, оказывающая непрямое и самое общее влияние на потребителей.
Внутренними факторами, оказывающими влияние на принятие потребительских решений, являются такие присущие потребителю характеристики как память, обучение, восприятие, эмоции, личность и мотивы.
Очевиден тот факт, что единой модели потребительского поведения просто не существует и потому невозможно рассматривать все компоненты, составляющие действия потребителей на рынке.