Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

«Черный» пиар в политике

«Черный» пиар в политике

Определение 1

«Черный» пиар в политике – это дискредитация конкурентов с целью победы над ними в политической схватке с помощью информации, формируемой политтехнологами и распространяемой в средствах массовой информации для оказания влияния на массовое сознание.

«Черный пиар» – это распространение неофициально оплачиваемых заказных публикаций в средствах массовой информации, содержащих сведения коммерческого и политического толка, компрометирующие материалы, направленные на дискредитацию положительного имиджа определенной политической или экономической организации, политической или экономической силы, или какого-либо лица, ослабление их позиций, уничтожение политических или экономических противников. Термин имеет российское происхождение и появился на рубеже восьмидесятых-девяностых годов двадцатого века.

Основной целью «черного» пиара является очернение деятельности и личных качеств соперников, политических оппонентов, создание образа некоего врага.

Политические технологии, используемые в целях достижения результатов «черного» пиара:

  • создание мнения о том, что неприемлемо все исходящее от оппонента;
  • создание мнения о том, что от противника нельзя ждать ничего хорошего (негативное ожидание);
  • приписывание политическому оппоненту вины во всех несчастьях и бедах;
  • создание для соперника, как врага худших условий, в сравнении с собой, исключающих сочувствие к нему;
  • отказ оппоненту в способности быть наделенным человеческими чертами, тем самым дегуманизация мнения, сложившегося о нем;
  • акцентирование внимания на субъектах из окружения соперника, негативная оценка их поступков и деятельности.

Причины появления «черного пиара»

Появление разговоров о «черном» пиаре обычно связано с обвинениями одной из противоборствующих сторон в использовании «нечистоплотных» средств в политической борьбе, в несправедливых нападках на соперников, с обвинениями в использовании неприемлемых методов.

««Черный» пиар в политике » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В желании как можно более результативно влиять на общественное мнение, изменять его направление противники обвиняют друг друга в использовании средств, неприемлемых с точки зрения закона или морали. Несмотря на то, что доказательства вины законным способом в большинстве случаев добиться не удается, создание определенного впечатления в массовом сознании будет достигнуто.

В этом случае возможно достижение двух целей.

Первая цель - защита от предъявленных соперником обвинений и некоторое оправдание перед ним и аудиторией, вторая – появление возможности обвинения конкурирующей стороны. В таких обстоятельствах наиболее удобную позицию занимает тот, кто демонстрирует избирателям, насколько хитер и коварен его оппонент, а не то насколько хитер он сам.

Задача противоборствующей стороны заключается в том, чтобы оказать на соперника сильное психологическое воздействие, сбить с толку, вынудить к необходимости оправдываться, деморализовать, выбить из колеи. В большинстве случаев используется абсолютно невероятная, неправдоподобная ложь, или ложь относительно правдоподобная.

«Черный» пиар обычно проявляется в форме, направленной против конкурирующей стороны в виде провокации, попытки изменения массового сознания через компромат на неугодную организацию, партию или конкретного политика, их дискредитации в глазах общественного мнения.

Для этого достаточно использовать психологию масс, которая устроена с одной стороны парадоксально, с другой достаточно просто. Например, удачно используется традиционное для российской истории определение происходящего словом «воруют». В связи с этим легко обвинять политических противников в «отмывании» денег, например, где-нибудь в офшоре: всегда найдутся те, кто в это обязательно поверит.

«Черный» пиар не плод фантазии политтехнологов, а подмеченные ими и используемые некоторые свойства психики к восприятию информации.

В конце концов, причины появления «черного» пиара заключаются в политической борьбе и конкуренции, в каком бы виде он ни был представлен.

Явления, используемые в политической борьбе, противоречащие привычным с точки зрения нравственности нормам

  • компромат;
  • слухи и сплетни;
  • умышленная путаница;
  • бытовое хамство;
  • черный юмор.

Профилактика «черного пиара»

Следует различать два способа противодействия «черному» пиару:

  • лобовой;
  • боковой.

В первом случае обвиняемая сторона как будто принимает предъявляемые оппонентами обвинения и предлагает противостоять им, тем временем осуществляя «вбрасывание» более серьезных аргументов.

Во втором случае необходимо вникать в суть психологии авторов «черного» пиара. Далеко не всегда стоит «бороться» в «черным» пиаром, порой бывает достаточно принятия профилактических мер и приемов. Например, известен такой способ как «прививка» от «черного» пиара в отношении самого себя.

Используется такой способ профилактики, в том случае, когда зная за собой достаточное число грехов, политик сам начинает использовать «черный» пиар против себя. Для этого достаточно выпустить против себя «черную» листовку или газету, в которой о нем будет сообщаться совершенно неправдоподобная информация.

Используемый в качестве некой провокации «черный» пиар одновременно с этим выступает в качестве искусства, создающего контексты. «Прозрачность» тонкого намека на весьма «толстые обстоятельства» выгодно отличает его от других видов пиара. Никто не может запретить его использовать. Его нельзя рассматривать ни как ложь, ни как клевету, соответственно невозможно привлечь к ответственности.

Народ является источником власти вне зависимости от того, в каких культурах и как бы это ни толковалось – суть от этого не меняется. Насколько народом будут поняты намеки, зависит от него самого, сможет ли он оценить намеки и разобраться в сути политического процесса, как его результаты отразятся на нем самом.

Следует также обратиться к такому специфическому явлению современной жизни, как информационные войны. В новейшие времена, когда реальную управленческую силу обретают средства массовой информации и пропаганды, оказывая психологическое воздействие на потребителей информации, влияют на социальное поведение, формируя общественные настроения и мнения. С уверенностью можно сказать, что психологические и информационные войны практически являются одним и тем же.

Как оружие, используемое в политической борьбе, информация выглядит средством весьма серьезным, так как речь идет о применении информации как оружия массового уничтожения.

Дата написания статьи: 11.05.2022
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot