Понятие и предмет стратегического менеджмента
Стратегический менеджмент – одно из направлений менеджмента, которое занимается исследованием следующих основных вопросов:
- содержание и структура системы стратегического менеджмента;
- выработка стратегических решений по управлению организацией;
- стратегия по достижению конкурентных преимуществ;
- процесс формирования стратегии фирмы;
- организация процессов разработки и воплощения стратегических планов.
Предмет стратегического менеджмента изучает следующие вопросы:
- Выбор целей организации – целеполагание.
- Выбор пути достижения целей – расчет наиболее оптимального варианта реализации стратегии.
- Реализация конкретных действий по выбранной стратегии.
Структура и содержание системы стратегического менеджмента
Содержание и структура систем стратегического менеджмента - это сочетание целевой подсистемы, обеспечивающей подсистемы, функциональной подсистемы и управляющей подсистемы, а также подсистемы связей с внешней средой, подсистемы обратной связи, «входов» и «выходов» системы.
-
Целевая подсистема стратегического менеджмента
Это подсистема, которая стратегию фирмы по всем направлениям ее деятельности.
Основная цель в условиях высококонкурентного рынка - это повышение эффективности деятельности организации. Именно эта цель определяет «выход» системы.
Основные компоненты целевой подсистемы:
- стратегия повышения конкурентоспособности продуктов или услуг и организации в целом,
- стратегия сбережения ресурсов и развития производства.
Цели – заранее определенное состояние конкретных характеристик организации, которые ей необходимо достигнуть посредством своей деятельности.
Из совокупности целей образуется так называемое дерево целей.
Дерево целей – строго структурированное, основанное на иерархическом принципе (то есть отсортированное по уровням) множество целей системы, в которой выделяются: главная цель в качестве вершины дерева и все остальные, подчиненные ей цели ниже уровнем от первого и так далее уровней.
-
Обеспечивающая подсистема стратегического менеджмента
Данная подсистема обеспечивает организацию всеми видами ресурсов, которые необходимы для эффективного функционирования. Она формирует «вход» системы.
Основные компоненты обеспечивающей подсистемы стратегического менеджмента:
- обеспечение организации методами повышения эффективности ее деятельности и методами осуществления процессов трансформации в адаптации и развитии сотрудников;
- обеспечение ресурсами процессов функционирования и преобразований организации в целом;
- обеспечение организации информацией на основании данных мониторинга внешней среды;
- правовое обеспечение.
-
Управляющая подсистема стратегического менеджмента
Это подсистема, которая воздействует на другие подсистемы, находящиеся у нее в подчинении. В качестве таких управляемых подсистем могут выступать менеджеры различного уровня, специалисты по направлениям либо сотрудники технических служб.
Основные компоненты управляющей подсистемы стратегического менеджмента:
- мероприятия по разработке и внедрению стратегических управленческих решений;
- функции управления персоналом в мероприятиях по разработке и реализации стратегических планов.
-
Функциональная подсистема стратегического менеджмента
Данная подсистема организует и координирует процессы преобразования и переработки «входа» системы в ее «выход».
Основные компоненты функциональной подсистемы стратегического менеджмента:
- процессы стратегического маркетинга;
- процессы стратегического, тактического и оперативного планирования;
- процессы по реорганизации основных, вспомогательных и обслуживающих процессов и структур управления организации, оптимизации систем учета, стимулированию и контролю текущей деятельности и деятельности по преобразованию.
-
Обратная связь системы стратегического менеджмента
Обратная связь - это различная информация, которая поступает от потребителей или рынка в целом. Данная информация позволяет координировать «выход» и «вход» системы стратегического менеджмента.
-
Внешняя среда системы стратегического менеджмента
Это составляющие макросреды, инфраструктуры региона и микросреды организации, которые оказывают прямое или опосредованное влияние на устойчивость, эффективность работы и конкурентоспособность субъекта рынка.