Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Процесс создания сбалансированной системы показателей

Все предметы / Стратегический менеджмент / Процесс создания сбалансированной системы показателей
Определение 1

Сбалансированная система показателей – это инструмент стратегического управления деятельностью предприятия, с помощью которого менеджеры следят за исполнением работниками данных им заданий и оценивают последствия этого исполнения.

Общее представление о сбалансированной системе показателей

В последние годы в менеджменте получили распространение несколько новых систем управления предприятием. Одной из таких систем является сбалансированная система показателей. Она представляет собой инструмент, который предназначен для практического использования.

С помощью сбалансированной системы показателей стратегия предприятия реализуется, корректируется и детализируется до уровня конкретных целей, задач и показателей. Сбалансированной системой показателей на основе стратегии на предприятии вводится стандартизированная форма отчетности. Благодаря ей менеджеры получают возможность отслеживать исполнение заданий сотрудниками, а также оценивать последствия исполнения или неисполнения.

В связи с этим сбалансированная система показателей также выступает в качестве своеобразной системы мотивации персонала, который находится под контролем менеджеров. Кроме того, она в некотором роде является системой обратной связи, обучения и постоянного развития.

Отличительной чертой сбалансированной системы показателей является сочетание финансовых и нефинансовых данных. Т.е. управление осуществляется не только финансовыми, но и нефинансовыми показателями.

Основы создания сбалансированной системы показателей

Перед тем, как начать разработку сбалансированной системы показателей, необходимо иметь в виду, что в ее основе у каждого предприятия лежат следующие четыре принципа-перспектив:

  • Перспектива финансов – ориентация на интересы акционеров и стремление к достижению финансового успеха;
  • Перспектива клиентов – ориентация на потребности клиентов и реализация своего видения будущего;
  • Перспектива внутренних бизнес-процессов – совершенствование бизнес-процессов с целью удовлетворения запросов заинтересованных лиц;
  • Перспектива обучения и развития – поддержание регулярного изменения и совершенствования предприятия.

Готовые работы на аналогичную тему

Качество создания и внедрения на предприятии сбалансированной системы показателей предопределяет степень ее эффективности. Процесс создания и внедрения сбалансированной системы показателей включает в себя четыре этапа:

  1. Подготовка к созданию сбалансированной системы показателей;
  2. Разработка сбалансированной системы показателей;
  3. Каскадирование сбалансированной системы показателей;
  4. Контроль выполнения стратегии предприятия.

Подготовка к созданию сбалансированной системы показателей начинается с разработки стратегии предприятия, затем продолжается определением перспектив и заканчивается принятием решения о том, в отношении каких структурных подразделений будет действовать создаваемая сбалансированная система показателей.

Замечание 1

Сбалансированная система показателей представляет собой концепцию внедрения существующих стратегий предприятия, поэтому на этапе подготовки к ее созданию нужно сначала завершить разработку стратегии.

Ключевым элементом концепции сбалансированной системы показателей и одновременно ее характерной чертой является рассмотрение различных перспектив при формировании и реализации стратегии. Охват сразу нескольких перспектив обеспечивает всестороннее рассмотрение деятельности предприятия. При этом настоятельной рекомендацией является равноправное рассмотрение нескольких перспектив.

Сбалансированную систему показателей рекомендуется использовать как инструмент стратегического управления для как можно большего числа структурных подразделений. Благодаря этому на предприятии улучшается процесс передачи важных целей с верхних уровней на нижние.

Одной из характеристик разработки сбалансированной системы показателей является выбранный ее объект – предприятие в целом или его структурное подразделение. Непосредственно разработка сбалансированной системы показателей осуществляется путем реализации на предприятии следующих действий:

  • конкретизация стратегических целей предприятия (стоит иметь в виду, что именно стратегические цели составляют ядро сбалансированной системы показателей);
  • построение стратегической карты, т.е. установление причинно-следственных связей между различными стратегическими целями предприятия;
  • определение показателей оценки степени достижения стратегических целей предприятия и утверждение их целевых значений;
  • установление связи между показателями и бизнес-процессами предприятия;
  • разработка стратегических мероприятий.

Каскадирование представляет собой процесс «дробления» стратегических целей предприятия до конкретных мероприятий и делегирование их выполнения отдельным сотрудникам и структурным подразделениям предприятия. Именно на этапе каскадирования сбалансированной системы показателей проявляется взаимосвязь между стратегией предприятия и его годовым бюджетом. Кроме того, каскадирование позволяет достичь согласованность систем показателей бизнеса.

Интеграция сбалансированной системы показателей в систему корпоративного управления необходима для того, чтобы обеспечить долгосрочную реализацию его стратегии. Отсюда следует потребность в осуществлении постоянного контроля за исполнением положений стратегии предприятия, которая реализуется в результате практического использования сбалансированной системы показателей.

Таким образом, сбалансированная система показателей является одним из эффективных инструментов стратегического управления предприятием, который позволяет полностью и своевременно выполнить его стратегию.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Татьяна Васильевна Болотова

Эксперт по предмету «Стратегический менеджмент»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис