Стратегическое управление как часть менеджмента организации
С середины двадцатого века менеджмент выделился в отдельную научную дисциплину. Стали подготавливаться профессиональные кадры, в чьи функции входит осуществление непосредственного управления работой любого коммерческого и некоммерческого предприятия.
Роль эффективного менеджмента возрастает с каждым годом. Связано это с тем, что объекты хозяйствования действуют в условиях рыночных отношений. Для такой модели экономической системы характерны свобода субъектов, наличие конкуренции, зависимость от спроса и постоянное стремление к росту и развитию. Такая среда создает множество факторов, оказывающих воздействие на работу предприятия. Менеджмент организации выступает средством достижения выгодных позиций на рынке и сохранения стабильности компании в долгосрочной перспективе.
Вопросом планирования на длительный период, а также организацией управленческого процесса в рамках данного временного промежутка занимается стратегический менеджмент.
Стратегия подразумевает разработку и подбор такого поведения компании на рынке, которое позволит сохранять высокую степень конкурентных преимуществ, работоспособность и стабильность.
Все мероприятия в рамках стратегического управления относятся к длительным периодам, либо к общему процессу жизнедеятельности предприятия.
Разработка стратегии предполагает трудоемкий подготовительный этап. В его основе лежит анализ окружающей и внутренней среды компании на предмет возникновения рисков, негативных тенденций под влиянием различных факторов. Кроме того, аналитическая работа так же связана с определением потенциала и сильных сторон предприятия, выявлением слабых сторон деятельности. Внесение этих данных в стратегический план и принципы управления позволяют внедрить инструменты преодоления кризисных ситуаций в работе компании.
Формирование стратегического управления предполагает:
- выбор единого направления и сферы работы компании;
- разработку на базе миссии бизнес-процессов и тактических задач;
- поиск методов достижения долгосрочных целей;
- утверждение наиболее оптимальной модели поведения на рынке;
- реализацию теоретических разработок;
- отслеживание результатов стратегического управления.
Процесс внедрения подготовительных данных и идей в практическую жизнь компании требует системного и поэтапного подхода. Кроме того, стремление к достижению глобальных целей должно охватывать деятельность всего предприятия, всех его структурных элементов. Так же необходимо создать информационное пространство и качественную обратную связь, позволяющую отслеживать выполнение управленческих решений, анализировать основные финансовые показатели деятельности. Все это в совокупности дает представление о ходе реализации стратегического управления, его эффективности. Развитая обратная связь позволяет руководителю или предпринимателю вносить своевременные корректировки в деятельность предприятия.
Понятие экономического проекта
Проект имеет более широкое понятие, нежели принято использовать в отечественной экономической деятельности. У нас под проектом понимает объект строительства, в западной научной мысли подход несколько другой.
Проект представляет собой некую цель, которую хочет достичь создатель проекта через планирование и реализацию плана в жизнь. Как правило, проект имеет цель, подзадачи, определенный период времени исполнения, бюджет, план.
В зависимости от характеристик выделяют следующие виды проектов:
- Монопроект, мультипроект или мегапроект.
- Социальные, экономические, организационные, технические и смешанные проекты.
- Образовательные, инвестиционные, инновационные, комбинированные.
- Краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (до 20 лет).
Главной особенностью проекта является его временное ограничение. Срок может быть различным, однако, предпринимателю в зависимости от целей проекта, необходимо реализовать задуманный план в четко указанный промежуток времени. Чтобы проект был успешен и интересен для инвесторов, необходимо, чтобы он обладал новизной, неповторимостью и комплексностью.
На проект, как и на любой другой экономический объект воздействуют факторы макро-, мезо- и микросреды. Многие из внешних факторов являются стихийными и не подконтрольными руководителю проекта, однако, их необходимо учитывать при разработке проекта. Оценка внутренних факторов так же даст инструменты для преодоления их негативного воздействия в случае возникновения. Учет всех факторов, определение потенциала проекта лягут в основу осуществления их стратегического управления.
Стратегическое управление проектами
Внедрение проектов может производиться как на базе уже действующего объекта хозяйствования, так и для создания нового предприятия. При этом проект должен соответствовать долгосрочным планам и целям по развитию компании. Однако, чем крупнее предприятие и разнообразнее его деятельность, тем сложнее увязать стратегическое управление с эффективным внедрением проекта. Оптимальным вариантом становится интеграция проекта в стратегический план развития компании.
Необходимо, чтобы персонал всех уровней способствовал внедрению проекта в деятельность предприятия. Важно, чтобы все руководители имели доступ к стратегическому плану для того, чтобы они могли вносить свои предложения. Менеджеры высшего звена получат выбор альтернатив и на их основе смогут вписать новый проект в уже действующую систему.
Понимание процесса стратегического управления дает следующие возможности менеджерам проектов:
- Возможность оценить перспективы развития компании и адаптировать проект под ее нужды.
- Поиск альтернативных путей развития проекта.
- Прогнозирование успешности проекта в рамках стратегии компании.
- Эффективность размещения финансовых ресурсов проекта.
- Оценка рисков и преодоление неопределенности.
Рассмотрение проекта в рамках стратегического управления дает возможность руководителям проектов увидеть перспективы их развития, спрогнозировать возможные пути развития проектов. Кроме того, понимание основ стратегического менеджмента становится эффективным инструментов в руках руководителей, которым необходимо в короткие сроки получить желаемый результат. Именно для этого и создаются проекты.