Понятие менеджмента организации
Управление организацией стало рассматриваться как обособленная область знаний в девятнадцатом веке. Окончательное оформление научной дисциплины менеджмента произошло лишь в тридцатые годы двадцатого века. С этого момента началась профессиональная подготовка специалистов, осуществляющих функции управления. Профессионалы данной области стали оказывать ощутимое влияние на общество в целом. Менеджеры среднего и высшего звена играют особую роль в работе транснациональных и национальных компаний. Величина данных объектов требует грамотной организации работы, что возможно лишь при наличии специальной подготовки.
Если говорить о развитых странах, то в них крупные предприятия и банковские системы оказывают воздействие на национальную экономику и ее совокупные показатели деятельности. Менеджеры этих компаний обладают большой властью и могут влиять на жизнь общества и отдельных людей. Однако, на малых предприятиях профессионализм менеджеров не менее важен, так как он во многом определяет функционирование компании в долгосрочной перспективе.
Таким образом, менеджмент организации преследует следующие цели:
- Создание условий для длительного сохранения высокого уровня функционирования и конкурентоспособности, что создает условия для эффективной работы компании.
- Введение в деятельность новых решений, технологий, товаров и услуг в максимально короткие сроки.
- Стимулирование работы персонала для того, чтобы повысить отдачу от каждого рабочего места.
Дисциплина управления организацией тесно связана с экономической теорией. Дело в том, что целью деятельности любого хозяйствующего субъекта является максимизация прибыли и получение наиболее выгодных условий. Оценка эффективности результатов рассматривается с точки зрения количественных экономических показателей. Микроэкономика занимается вопросами организации и развития предприятия в рамках осуществления им хозяйственной деятельности.
Стратегическое управление компанией
Стратегическое управление является одной из составляющих общей концепции менеджмента организации. Его основная цель заключается в сохранении и развитии потенциала предприятия в длительно периоде. Можно сказать, что стратегия позволяет поддерживать высокий уровень функционирования объекта хозяйствования благодаря разработанному руководством плану. Внедрение стратегического управления в работу предприятия должно пройти следующие этапы:
- выбор и утверждение общего направления и сферы деятельности;
- постановка тактических подзадач;
- разработка комплекса подходов и методов достижения поставленных целей;
- выбор наиболее подходящей стратегии;
- внедрение теоретических разработок в практическую деятельность;
- установление обратной связи.
Стратегическое управление невозможно без предварительного планирования, которое включает в себя большой пласт аналитической работы. Проводится анализ макросреды, а также влияния факторов мезо- и микросреды. Кроме того, оценивается внутренний потенциал и возможные проблемы, которые могут возникнуть в ходе осуществления хозяйственной деятельности. Внедрение стратегии в практическую жизнь требует комплексного подхода. То есть, реализация стратегического плана должна касаться всех подразделений и структурных элементов предприятия. Следование единому направлению, согласованность действий позволят достичь целей и задач, установленных управленцами высшего звена.
Важным элементом работы стратегического управления является создание информационного поля, которое позволит собирать необходимую информацию о текущем состоянии дел. Доступность данных для разных уровней менеджмента дает возможность аккумулировать именно ту информацию, которая нужна для принятия управленческих решений именно в рамках данного уровня организации. Возможность оперативно получать данные о работе предприятия, отлаженная обратная связь становятся эффективным инструментом в руках высшего руководства. Оно может своевременно вносить корректировки, отказываться от каких-либо элементов или нововведений, быстро реагировать на негативные события или тенденции.
Разработка стратегического управления
Сущность стратегии заключается в разработке плана, который определит общее направление деятельности компании и ее цели в длительном периоде. Можно сказать, что это долгосрочная задача, которая определяет поведение предприятия в существующей среде. Разработка стратегии зависит от ситуации, ресурсов и потенциала отдельно взятой компании. Однако, существуют некоторые стандартные подходы к созданию стратегического управления.
Прежде всего, определяется место компании на рынке. Затем решается стоит ли продолжать существующий бизнес, либо он требует корректировок, либо полного изменения основной концепции. Основной целью разрабатываемой стратегии является создание условий для постоянного роста компании и ее потенциала в длительном периоде. Для этого предприниматель или руководитель может выбрать одну из четырех широко распространенных моделей:
- Наименее рискованным подходом является ограниченный рост. Эта модель используется при существующей технологии и стабильной работе компании. Сущность подхода заключается в сохранении имеющихся позиций и минимизации рисков.
- Модель роста применяется в быстрорастущих отраслях, где технология постоянно изменяется.
- Стратегия последнего средства или сокращения. Цели устанавливаются ниже уровня, достигнутого в прошлые периоды. Используется в случае, когда существует негативная тенденция снижения всех показателей. Применяется для сохранения жизнеспособности компании.
- Комбинированная стратегия включает в себя элементы различных моделей. Она обычно используется на крупных предприятиях, которые работают сразу в нескольких отраслях.
Модель сокращения может сосуществовать с моделью роста, например, когда руководство принимает решение о продаже части бизнеса и приобретении другого проекта.
Вышеперечисленные модели являются шаблонами, которыми могут воспользоваться руководители. Однако, при разработке собственной стратегии управления необходимо учитывать специфику своего предприятия.