Парламентская республика и ее особенности
Республика – это форма государственного правления, при которой высшая государственная власть в стране принадлежит органам власти, избранным на определенный срок.
Республиканская форма правления имеет в современном мире широкое распространение, ее признаки: высшие органы государственной власти представляют Президент страны и парламент, осуществляющие свои полномочия от имени граждан страны. Высшие органы государственной власти формируются выборным путем в течение определенного срока. Ответственность представителей государственной власти за принимаемые решения и возможность прекращения властных полномочий досрочно.
Республики могут быть нескольких видов – парламентские, президентские, смешанные, что значит парламентско-президентские.
Рисунок 1. Виды республик и их признаки. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В парламентской республике парламент является единственным демократически избранным институтом власти. От парламентского вотума доверия в полной зависимости находится власть правительства.
Парламентская республика имеет свои признаки:
- наличие парламента как важнейшего органа государственной власти;
- партия, имеющая большинство мест в парламенте формирует правительство;
- правительство несет ответственность перед парламентом;
- руководителем государства фактически является премьер-министр;
- парламентская республика имеет президента, избираемого парламентом;
- президент имеет властные полномочия, но только с согласия правительства может их осуществить.
Парламентскими республиками, например, являются Италия, Германия, Венгрия, Чехия, Молдова, Греция, Эстония, Индия и др.
Механизм функционирования такой республики можно рассмотреть на примере Германии, где верховная власть формально разделена между Бундестагом (законодательный орган), президентом и федеральным правительством (исполнительный орган), федеральным конституционным судом и федеральной судебной палатой. Бундестаг избирается на всеобщих выборах на 4 года и является нижней палатой парламента. Верхнюю палату представляет Бундесрат и правительства 16 земель назначают своих членов. Бундестаг формирует исполнительную власть, которой является президент и федеральное правительство.
Федеральный президент – глава государства. Президент по конституции страны не входит в состав федерального правительства и несет ответственность перед Бундестагом, который может его от должности отстранить за нарушение немецких законов. В обязанности президента входит заключение договоров с иностранными государствами, назначение и отзыв послов, право роспуска Бундестага, назначение и увольнение федеральных судей, государственных служащих.
В исполнительной власти страны особое место занимает канцлер, определяющий основные направления внешней и внутренней политики и отвечающий за их реализацию.
Судебная власть в Германии независима.
Особенности президентской республики
Для президентской республики наибольший объем властных полномочий находится у президента как главы государства.
Проявляется это в следующем:
- президент избирается народом и независим от парламента;
- играет ключевую роль, имеет широкие полномочия в осуществлении власти;
- может соединять полномочия главы государства и правительства, например, в Аргентине, Бразилии, Мексике, США;
- правительство, ответственно перед президентом и формируется при контроле, определенном парламентом;
- президент имеет право роспуска парламента и право вето;
- является символом единства и арбитром между ветвями власти.
Парламентско-президентская форма правления отличается тем, что сочетает полномочия президента и парламента.
Признаками такой республики являются:
- «сильный» парламент и «сильный» президент;
- президент имеет широкие полномочия, избирается в ходе всенародного голосования, но не является главой правительства;
- помимо президента есть премьер-министр, наделенный широкими полномочиями;
- в формировании правительства участие принимают как президент, так и парламент;
- правительство несет ответственность не только перед парламентом, но и перед президентом.
К такому виду республик относится, например, Украина. Впервые президентская республика возникла в США в 1787 г. и стала классическим ее вариантом. Затем данную модель пытались копировать страны Латинской Америки, Азии, Африки, ряд стран Восточной и Центральной Европы.
На примере США можно рассмотреть механизм президентской республики, основанной на принципе жесткого разделения властей. В результате было найдено равновесие между законодательной (Конгресс), исполнительной (президент) и судебной (верховный суд) властью.
Власти автономны и в дела друг друга не вмешиваются. Президент лишен права роспуска палат Конгресса.
Верховный суд и президент сдерживаются Конгрессом, который принимает законы, в рамках которых они должны действовать.
Конгресс, в случае нарушения законов, имеет право отстранить президента от власти через процедуру импичмента. Повлиять на Конгресс президент может, наложив отлагательное вето.
Конгресс и президента «сдерживает» Верховный суд правом признания их актов как несоответствующими Конституции страны.
Конгресс состоит из 2-х палат и является законодательным органом США. Палаты Конгресса – Палата представителей и Сенат равноправны.
Президент осуществляет исполнительную власть, являясь главой государства и главой правительства.
Полномочия президента довольно обширны, в частности, он:
- является представителем в отношениях с другими странами;
- назначает и отзывает послов;
- заключает международные договоры;
- главнокомандующий вооруженными силами и национальной гвардией;
- обладает правом отсрочки приговоров и правом помилования, награждения медалями; назначает министров с согласия Сената и членов верховного суда;
- обладает правом созыва Конгресса на чрезвычайные сессии;
- руководит государственным аппаратом управления;
- назначает и увольняет служащих федеральной администрации;
- отвечает за подготовку и исполнение бюджета страны.
Статус правительства США по Конституции не определен. Судебную власть учреждает Конгресс.
Смешанная республика и ее особенности
Такой вид республики называют суперпрезидентской, полупрезидентской, полупарламентарной. В ней есть черты президентской и парламентской республики.
Правительство формируется внепарламентским способом, и поэтому выразить недоверие правительству парламент не имеет права. Но президент имеет право парламент распустить.
Президент, не являясь юридической главой исполнительной власти, фактически руководит правительством. К такому типу республик можно отнести Россию.
Механизм смешанной республики можно рассмотреть на примере Франции. По Конституции страны 1958 г. граждане избирают президента, который руководит правительством – это характерно для президентской республики.
Правительство, которое назначается президентом должно пользоваться доверием нижней палаты Национального собрания – это характерно для парламентской республики.
Особенностью является то, что президент может распустить Национальное собрание, а это уже не характерно для других разновидностей республиканской формы правления.
В Швейцарии, например, форма правления своеобразна – парламент назначает подотчетное себе правительство, а политическая ответственность правительства парламенту конституцией не предусмотрена, следовательно, это дуалистическая форма правления.
Новая разновидность республики – президентскомонистическая появилась в XX веке, что стало результатом усиления президентской власти в суперпрезидентской республике в условиях тоталитарного режима.
Примерами такой республики была Югославия периода И. Броз Тито. В настоящее время это характерно для КНДР.
Есть извращенные разновидности республик с нелегитимностью власти. Это возможно в период государственного переворота, когда во главе государства появляется единоличный диктатор.
Его могут называть генеральным секретарем, вождем, координатором, президентом. В этом случае форма может оставаться республиканской, но демократическая суть выхолащивается. Так случилось в Чили в 1973 г.
Есть примеры замены монархии республикой, например, в 1973 г. греческие черные полковники ликвидировали монархию, но демократии это не добавило.
В ряде стран тропической Африки некоторые республики мало отличаются от абсолютной монархии, даже при наличии в них парламента и формально независимых судов.
Власть президента в них практически не ограничена – это так называемые монократические республики.
Президенты в таких республиках меняются только в результате их смерти, например, в Малави, где президент находится в своей должности пожизненно.