Проблема делимитации и демаркации границ
Если делимитация – это установление линии государственных границ по соглашению с соседями и нанесение этой линии на карту, то демаркация – это проведение линии государственной границы на местности на основе договора.
К договору прилагается карта со специальными пограничными знаками. Делимитация и демаркация – это два процесса становления границы любой страны.
Процесс делимитации заключается в договорном процессе особенностей прохождения границы, для этого составляют краткое описание прохождения линии границы и наносят ее на карту.
Процесс демаркации связан с установлением границы на местности. Для этого государства назначают смешанные комиссии, куда входят представители договаривающихся стран.
В соответствии с договором о делимитации на местности обозначают прохождение границы с помощью специальных пограничных знаков. Далее составляются документы о демаркации.
Рисунок 1. Демаркация границы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Документами являются протоколы, где указаны места постановки пограничных знаков и описывается линия границы. Кроме протоколов к документам относятся карты крупного масштаба, где нанесена линия границы.
Проверка демаркированной границы и восстановление разрушенных пограничных знаков получило название редемаркации.
Демаркационные линии отличаются от государственных границ. Демаркационные линии являются результатом военного конфликта и перемирия.
Демаркационные линии разделили Корею в 1949 г. на Северную и Южную и, в 1954 г. они разделили Вьетнам. Линия перемирия есть в Индокитае и в Палестине, но она не рассматривается руководством этих стран как государственная граница.
Демаркационная линия, вдоль которой устанавливаются демилитаризованные зоны, обычно разделяет вооруженные силы конфликтующих сторон.
Практически все страны бывшего СССР очень остро ощущают проблему делимитации и демаркации границ. Если процесс делимитации требует продолжительного времени, то процесс демаркации требует значительного количества ресурсов.
Так, делимитация российско-литовской границы в районе Калининградской области и ее статуса, оказалась менее конфликтной, чем делимитация границ с Латвией и Эстонией.
Спорных территорий вдоль границы практически не было, однако процесс подготовки соглашения продолжался в течение 5 лет. Неурегулированной оставалась после 3-х лет переговоров водная граница – озеро Виститис-устье реки Нямунас-лагуна Куршской косы.
Водное пространство озера Виститис, площадью 39 га стало предметом спора. Делить поровну озеро Россия не хотела и предлагала провести границу вдоль берегов Литвы.
Руководители государства настаивали на том, чтобы получить водное пространство, принадлежавшее им до Второй мировой войны. Тем не менее договор о границе 24 октября 1997 г. был подписан и ратифицирован литовским парламентом.
Делимитация и демаркация кыргызско-узбекской границы
Что касается бывших советских республик Средней Азии, то по оценкам ряда экспертов на кыргызско-узбекской границе имеет место 140 спорных участков. Власти Кыргызстана считают, что эти спорные участки в свое время Кыргызстан «отдал в пользование узбекской стороне».
Кыргызстан и Узбекистан в течение многих лет не могут найти точки соприкосновения по вопросу делимитации и демаркации. Составной частью двусторонних отношений стали территориальные претензии, создавшие напряженный характер в политической и экономической областях.
У данных территориальных проблем существует несколько причин: Первая лежит в исторической плоскости. Обе республики вошли в состав СССР в 1924 г., а их территории были сформированы искусственно.
Во время разделения территорий, летом 1924 г., кочевники Киргизии были в горах на джайлоо вокруг Андижана и Ферганы. Национальный принцип на данной территории, заключавшийся в определении национального состава был не в пользу киргизов.
Возможно, поэтому на территории Кыргызстана появились два узбекских анклава – Сох и Шахимардан.
Вторая причина связана с фактическим использованием обрабатываемой земли – кто ее обрабатывает, тому она и принадлежит. Эта причина тоже была не в пользу киргизов. Они не умели обрабатывать землю и отдавали ее в аренду узбекам, таджикам, дунганам.
В этом случае в пользу узбеков играл принцип экономической целесообразности. Нерешенные пограничные проблемы ставят под сомнение добрососедские отношения и держат руководство республик в напряжении.
Политическая плоскость территориальных проблем. Только за один 2010 г. произошло 26 инцидентов в приграничных районах с Узбекистаном.
Этнически гомогенных государств в мире не существует. Проблемы этнического противостояния существовали всегда и везде, но в вооруженный конфликт они переходят только тогда, когда это надо внутренним и внешним силам как рычаг давления на правительство.
В тесном взаимодействии в Ошском районе живут киргизы и узбеки, различия между ними не составляют проблемы и не являются конфликтными.
Языки этих народов между собой мало отличаются, все они мусульмане-сунниты, имеют близкие культурные отношения.
В политической системе находятся причины сохранения этнической границы и ее упрочения. Основанием политической системы является трайбализм, что напрямую связано с проблемами политической и экономической власти.
В качестве политического ресурса этническую идентичность может использовать как правительство и политические партии, так и внешние силы. Именно это было сделано в 2010 г. на юге Кыргызстана – результатом стал этнический конфликт.
Быстрым способом политической мобилизации в условиях кризиса и нестабильности государства и общества становится этничность.
Сознание людей легко воспринимает обращение к «крови», к солидарности «родства», будит коллективную память, поэтому политики всегда говорят на языке примордиализма, когда необходимо решить срочные задачи.
Проблему укрепления территориальных границ необходимо решать одновременно с укреплением границ в сознании людей, создавая единую государственную идентичность.
Позиция России по вопросам государственной границы
В вопросах государственной границы Россия руководствуется принципами, которые содержатся в Федеральном Законе, ст. 2, где записано, что основными принципами являются обеспечение безопасности РФ и международной безопасности, всестороннее и взаимовыгодное сотрудничество с иностранными государствами, уважение суверенитета, нерушимости государственных границ и территориальной целостности, а также разрешение пограничных вопросов мирным путем.
В области защиты государственной границы Россия сотрудничает с иностранными государствами, в основе которого лежат общепризнанные нормы международного права и международных договоров РФ.
Прохождение государственной границы устанавливается ст.5 Федерального Закона, если иное не предусматривают международные договора России.
Установление границы на суше идет по характерным точкам, линиям рельефа, каким-то хорошо видимым ориентирам. Морская граница прокладывается по внешней границе территориального моря России.
Граница на судоходных реках проходит посередине главного фарватера, а на несудоходных – посередине реки или посередине главного рукава.
На искусственных водных объектах проходит в соответствии с линией государственной границы, которая проходила на местности до затопления.
Обозначается государственная граница на местности отчетливо видимыми пограничными знаками.
В режиме государственной границы России существуют обязательные для выполнения правила:
- пересечения государственной границы транспортными средствами и физическими лицами;
- перемещения грузов через государственную границу, товаров и животных;
- пропуска грузов, товаров и животных через государственную границу;
- ведения вблизи государственной границы, на границе хозяйственной или какой-либо иной деятельности;
- разрешения инцидентов с иностранными государствами в результате нарушения российских правил.
Если РФ и сопредельные государства имеют взаимные интересы, то некоторые из правил могут не устанавливаться или упрощаться.
Для урегулирования пограничных инцидентов по согласованию с МИД России и международными договорами России назначаются пограничные представители России – это пограничные уполномоченные, их заместители, пограничные комиссары.