Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Процессы делимитации и демаркации границ

Проблема делимитации и демаркации границ

Определение 1

Если делимитация – это установление линии государственных границ по соглашению с соседями и нанесение этой линии на карту, то демаркация – это проведение линии государственной границы на местности на основе договора.

К договору прилагается карта со специальными пограничными знаками. Делимитация и демаркация – это два процесса становления границы любой страны.

Процесс делимитации заключается в договорном процессе особенностей прохождения границы, для этого составляют краткое описание прохождения линии границы и наносят ее на карту.

Процесс демаркации связан с установлением границы на местности. Для этого государства назначают смешанные комиссии, куда входят представители договаривающихся стран.

В соответствии с договором о делимитации на местности обозначают прохождение границы с помощью специальных пограничных знаков. Далее составляются документы о демаркации.

Демаркация границы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Демаркация границы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Документами являются протоколы, где указаны места постановки пограничных знаков и описывается линия границы. Кроме протоколов к документам относятся карты крупного масштаба, где нанесена линия границы.

Проверка демаркированной границы и восстановление разрушенных пограничных знаков получило название редемаркации.

Демаркационные линии отличаются от государственных границ. Демаркационные линии являются результатом военного конфликта и перемирия.

Демаркационные линии разделили Корею в 1949 г. на Северную и Южную и, в 1954 г. они разделили Вьетнам. Линия перемирия есть в Индокитае и в Палестине, но она не рассматривается руководством этих стран как государственная граница.

«Процессы делимитации и демаркации границ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Демаркационная линия, вдоль которой устанавливаются демилитаризованные зоны, обычно разделяет вооруженные силы конфликтующих сторон.

Практически все страны бывшего СССР очень остро ощущают проблему делимитации и демаркации границ. Если процесс делимитации требует продолжительного времени, то процесс демаркации требует значительного количества ресурсов.

Так, делимитация российско-литовской границы в районе Калининградской области и ее статуса, оказалась менее конфликтной, чем делимитация границ с Латвией и Эстонией.

Спорных территорий вдоль границы практически не было, однако процесс подготовки соглашения продолжался в течение 5 лет. Неурегулированной оставалась после 3-х лет переговоров водная граница – озеро Виститис-устье реки Нямунас-лагуна Куршской косы.

Водное пространство озера Виститис, площадью 39 га стало предметом спора. Делить поровну озеро Россия не хотела и предлагала провести границу вдоль берегов Литвы.

Руководители государства настаивали на том, чтобы получить водное пространство, принадлежавшее им до Второй мировой войны. Тем не менее договор о границе 24 октября 1997 г. был подписан и ратифицирован литовским парламентом.

Делимитация и демаркация кыргызско-узбекской границы

Что касается бывших советских республик Средней Азии, то по оценкам ряда экспертов на кыргызско-узбекской границе имеет место 140 спорных участков. Власти Кыргызстана считают, что эти спорные участки в свое время Кыргызстан «отдал в пользование узбекской стороне».

Кыргызстан и Узбекистан в течение многих лет не могут найти точки соприкосновения по вопросу делимитации и демаркации. Составной частью двусторонних отношений стали территориальные претензии, создавшие напряженный характер в политической и экономической областях.

У данных территориальных проблем существует несколько причин: Первая лежит в исторической плоскости. Обе республики вошли в состав СССР в 1924 г., а их территории были сформированы искусственно.

Во время разделения территорий, летом 1924 г., кочевники Киргизии были в горах на джайлоо вокруг Андижана и Ферганы. Национальный принцип на данной территории, заключавшийся в определении национального состава был не в пользу киргизов.

Возможно, поэтому на территории Кыргызстана появились два узбекских анклава – Сох и Шахимардан.

Вторая причина связана с фактическим использованием обрабатываемой земли – кто ее обрабатывает, тому она и принадлежит. Эта причина тоже была не в пользу киргизов. Они не умели обрабатывать землю и отдавали ее в аренду узбекам, таджикам, дунганам.

В этом случае в пользу узбеков играл принцип экономической целесообразности. Нерешенные пограничные проблемы ставят под сомнение добрососедские отношения и держат руководство республик в напряжении.

Политическая плоскость территориальных проблем. Только за один 2010 г. произошло 26 инцидентов в приграничных районах с Узбекистаном.

Этнически гомогенных государств в мире не существует. Проблемы этнического противостояния существовали всегда и везде, но в вооруженный конфликт они переходят только тогда, когда это надо внутренним и внешним силам как рычаг давления на правительство.

В тесном взаимодействии в Ошском районе живут киргизы и узбеки, различия между ними не составляют проблемы и не являются конфликтными.

Языки этих народов между собой мало отличаются, все они мусульмане-сунниты, имеют близкие культурные отношения.

В политической системе находятся причины сохранения этнической границы и ее упрочения. Основанием политической системы является трайбализм, что напрямую связано с проблемами политической и экономической власти.

В качестве политического ресурса этническую идентичность может использовать как правительство и политические партии, так и внешние силы. Именно это было сделано в 2010 г. на юге Кыргызстана – результатом стал этнический конфликт.

Быстрым способом политической мобилизации в условиях кризиса и нестабильности государства и общества становится этничность.

Сознание людей легко воспринимает обращение к «крови», к солидарности «родства», будит коллективную память, поэтому политики всегда говорят на языке примордиализма, когда необходимо решить срочные задачи.

Проблему укрепления территориальных границ необходимо решать одновременно с укреплением границ в сознании людей, создавая единую государственную идентичность.

Позиция России по вопросам государственной границы

В вопросах государственной границы Россия руководствуется принципами, которые содержатся в Федеральном Законе, ст. 2, где записано, что основными принципами являются обеспечение безопасности РФ и международной безопасности, всестороннее и взаимовыгодное сотрудничество с иностранными государствами, уважение суверенитета, нерушимости государственных границ и территориальной целостности, а также разрешение пограничных вопросов мирным путем.

В области защиты государственной границы Россия сотрудничает с иностранными государствами, в основе которого лежат общепризнанные нормы международного права и международных договоров РФ.

Прохождение государственной границы устанавливается ст.5 Федерального Закона, если иное не предусматривают международные договора России.

Установление границы на суше идет по характерным точкам, линиям рельефа, каким-то хорошо видимым ориентирам. Морская граница прокладывается по внешней границе территориального моря России.

Граница на судоходных реках проходит посередине главного фарватера, а на несудоходных – посередине реки или посередине главного рукава.

На искусственных водных объектах проходит в соответствии с линией государственной границы, которая проходила на местности до затопления.

Обозначается государственная граница на местности отчетливо видимыми пограничными знаками.

В режиме государственной границы России существуют обязательные для выполнения правила:

  • пересечения государственной границы транспортными средствами и физическими лицами;
  • перемещения грузов через государственную границу, товаров и животных;
  • пропуска грузов, товаров и животных через государственную границу;
  • ведения вблизи государственной границы, на границе хозяйственной или какой-либо иной деятельности;
  • разрешения инцидентов с иностранными государствами в результате нарушения российских правил.

Если РФ и сопредельные государства имеют взаимные интересы, то некоторые из правил могут не устанавливаться или упрощаться.

Для урегулирования пограничных инцидентов по согласованию с МИД России и международными договорами России назначаются пограничные представители России – это пограничные уполномоченные, их заместители, пограничные комиссары.

Дата последнего обновления статьи: 16.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot