Проблема миграции в Германии
В целом для всего мира сегодня характерен процесс резкого роста миграционных процессов. Особенно остро это ощущается в развитых странах, потому что естественный прирост коренного населения в них низкий. Легальная и нелегальная миграция и в целом тема миграции и социальная напряженность с ней связанная, волнуют весь мир.
Только одна Германия приняла мигрантов в последнее время больше, чем вся остальная Европа. Наибольший миграционный груз, идущий в основном с востока, ложится именно на эту страну. Почти каждый 10-й человек из 82 млн. населения Германии не имеет немецкого гражданства и является для страны иностранцем.
Федеральная служба статистики страны еще в 2000 г. предсказывала, что население Германии к 2050 г. составит 64,9 млн. человек только при условии, что ежегодное сальдо миграции будет составлять 100 тыс. человек.
На немецкую землю за сорок лет, с 1954 по 1995 гг. приехало 22,7 млн. человек, а выехали из страны за эти же годы 16,2 млн. человек.
Миграционный прирост за эти годы составил 6,5 млн. человек. В стране достаточно много нелегальных мигрантов и по закону высылке подлежат 470 тыс., однако, используя юридические зацепки в стране можно оставаться неограниченное число лет.
До 20 тыс. человек, ищущих убежища в Германии, проживают только в одном Гамбурге. Официальные службы, занимающиеся проблемами миграции, начали отказывать переселенцам во въезде по причине недостаточного знания немецкого языка.
В результате выросла напряженность между властями и теми русскими немцами, кто переселился в страну в 90-е годы. По мнению переселенцев, власти мешают воссоединению семей. Примерно такая же картина складывается в отношении переселенцев из Польши и Румынии.
Сегодня большое беспокойство вызывает рост численности мусульманских мигрантов, что находится в поле зрения средств массовой информации. Этнические турки и курды, при ощущении угроз интересам своей общины, проявляют способность к удивительной мобилизации. В Германии много беженцев из Ирана, Афганистана, африканского континента. Проблема выдворения этих беженцев для местной и федеральной власти является трудноразрешимой проблемой.
Канцлер страны Ангела Меркель в 2010 г. признала недальновидность миграционной политики 50-летней давности. Экономика Германии после войны требовала рабочую силу, и трудовая миграция рассматривалась страной как вынужденная временная мера. Приехавшие в Западный Берлин турецкие рабочие селились возле Берлинской стены – это был самый бедный район столицы. С крушением стены, география Берлина в корне изменилась. Исторический центр вернулся на свое место, и таким образом в двух шагах от Триумфальной арки оказались трущобы, ставшие рассадником преступности.
Современная ситуация во многом остается прежней. Турецкие и арабские женщины большую часть жизни проводят дома, занимаясь детьми, поэтому изучать язык принявшей их страны, им незачем и некогда, хотя канцлер РБК сказал, что страна не рада тем, кто не говорит по-немецки.
Проблемы адаптации мигрантов на рубеже XX-XXI веков
Практические проблемы адаптации мигрантов, это, прежде всего, проблемы, связанные с рынком рабочей силы и правовым регулированием миграционных потоков.
В стране делаются попытки осмысления разных сторон адаптации мигрантов, однако выражаются они в частных проблемах, а крупных, монографических исследований в этой области еще очень мало.
Немецкие чиновники еще не имеют прогресса в решении пробелов в интеграции мигрантов. Среди основных проблем – недостаточное знание немецкого языка, безработица, слабые стороны в области образования и обучения. Тем не менее, получение немецкого гражданства упростилось, и с 2000 г. получить его могут лица, родившиеся на территории страны.
В 2010 г. был введен постоянный тест на получение немецкого гражданства для иностранцев, проживших в Германии длительное время. Желавшие получить паспорт, не имея свидетельства об окончании немецкой школы, должны были пройти этот тест.
С целью адаптации мигрантов планировались следующие направления работы:
- ориентация образования на профессию;
- выход мигрантов на рынок труда;
- доступ к пособиям на обучение;
- поддержка экономической инициативы;
- повышение доли персонала из мигрантов на государственной службе;
- дальнейшее развитие программы «Социальный город» для поддержки интеграции на уровне муниципалитетов;
- поддержка интеграции на местах;
- развитие уважения к многообразию культур;
- интеграция в спорте, средствах массовой информации, развитие гражданской активности, развитие ответственности.
Чтобы данные направления работы были успешно реализованы, необходимо было реализовать конкретные мероприятия на уровне всех земель государства:
- определение степени владения немецким языком у школьников и его дальнейшее совершенствование;
- обучение и воспитание по совместным планам детских дневных учреждений и начальных школ;
- изучение немецкого языка на всех ступенях школьного обучения;
- работа с родителями мигрантов;
- снижение числа мигрантов, прерывающих школьное обучение;
- получение школами специальных средств, где высока доля мигрантов;
- поддержка тех учреждений, которые ориентируются на получение мигрантами профессий.
Решение данных задач возлагалось на некоммерческим организациям разного уровня – местного, регионального, национального, международного. Большая роль в решении этих задач отводилась благотворительным организациям – церкви, международному Красному Кресту.
Включение мигрантов в политическую жизнь страны осуществлялось через их вхождение в действующие партии (например, вхождение в качестве сопредседателя в партию зеленых в 2008 г. политика турецкого происхождения Д. Оздемира).
Проблемы адаптации мигрантов в немецком обществе еще далеки от успешного решения, но показателем движения вперед является признание необходимости исправлять недостатки и ликвидировать трудности адаптации совместными усилиями, находить не популярные, но общие решения проблем.
Национальный план интеграции Германии
В Германии на рубеже XX-XXI вв. под пристальным вниманием оказался план интеграции мигрантов в немецкое общество. Данное обстоятельство было обусловлено кризисом мультикультурализма, потоками мигрантов и необходимостью примирения немецкого общества с мигрантами и их включения в жизнь страны. Принятый в 2005 г. закон об иммиграции, признал необходимость разработки общей стратегии относительно этого вопроса. Германия была вынуждена признать себя страной иммиграции.
Первый саммит по интеграционным проблемам иммигрантов был инициирован в июле 2006 г. Федеральным канцлером А. Меркель. В саммите принимали участие представители всех уровней государства, муниципалитетов, профсоюзов, промышленных объединений, религиозных общин, церквей, фондов, благотворительных обществ, спортивных организаций, учреждений культуры, СМИ, науки.
Для обсуждения и корректировки интеграционной политики на саммит были приглашены сами мигранты. Результатом работы саммита стало заявление о создании совместного документа – «Национальный план по интеграции», концепция которого включала 10 рабочих групп и 400 отдельных мер по интеграции. Основными мерами стало содействие в изучении языка, равенства в получении образования, обучения и трудоустройства.
Государство выделило на интеграционные программы 750 млн. евро, а 2008 г. был объявлен «Годом интеграции» в Германии. Количество интеграционных курсов к 2010 г. увеличилось до 16 тысяч.