Цивилизационная идентичность России
Понятие «национальная идея» в литературе рассматривается с двух позиций. В широком понимании – это система идей и ценностных принципов, которые являются основой консолидации и развития общества страны. В узком понимании – это тоже система представлений, но только ценностные установки касаются области этнической идентичности.
Рисунок 1. В. В. Путин о цивилизационной идентичности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Можно назвать еще один подход, согласно которому национальная идея выступает осознанием цивилизационной идентичности, а не национальной. Для всех состоявшихся государства характерна своя национальная идея, схожая по структуре, функциям, назначению. Специфика национальной идеи связана с идентичностью страны.
Национальная идея в России начала «активизироваться» в результате событий на Куликовом поле. Русская нация начала свое становление в период борьбы с татаро-монгольским игом. Первая национальная идея освобождения возникла именно тогда. В целом русская история катастрофична, поэтому может быть понята как поиск национальной идентичности русским народом.
Общество нуждается в общенациональной идеологии, укорененной в национальном архетипе русских, где важными являются ценности коллективизма, сотрудничества, справедливости. С самого раннего периода Россия формировалась как многонациональная страна, поэтому национальная идентичность ее есть ни что иное, как соединение людей «вне различия национальности, крови и почвы».
Государственная идеология в историческом развитии России, всегда играла самостоятельную, порой решающую роль ввиду природных и геополитических условий. Византийское православие обеспечивало нравственную опору. Данная Богом власть переплеталась с идеей справедливости, и царь выступал ее носителем, как наместник Бога, поэтому к государству и его интересам в России было такое сакральное отношение как к высшей ценности.
На современном этапе характерной чертой политического процесса становится защита интересов государства на международной арене с позиций цивилизационной самоидентификации. Национальная идентичность – это, прежде всего, принятие исторического опыта нации.
Важной и необходимой составляющей процесса самоидентификации народа становится обращение к церкви, которая всегда была хранительницей национальной и культурной идентичности. Новыми ориентирами религии являются не светские тенденции, а возврат к священным основам организации общества и государства. Мир, отталкиваясь от религиозной идентичности, обращается к национальной, культурной, цивилизационной идентичности.
Однако для России на пути формирования национальной идентичности религиозная идентичность может выступать как преграда. Попытки на основе православия построить в России общенациональную идеологию непонятны сторонникам конфессиональных меньшинств. Православие для основной части русского населения религией не является, для них это символ русского своеобразия, духовной ценности, маркер идеологической идентификации.
Основой формирования национально-государственной идентичности является не только различение своих и чужих особенностей, но и понимание исторических, т. е. цивилизационных интересов.
Специфика национально-цивилизационной идентичности России
Институциональная структура общества не будет стабильной, а развитие устойчивым без четкой национально-цивилизационной идентичности.
Отличительной особенностью России является то, что ни в Российской империи, ни в СССР не получили достаточного развития процессы формирования нации-государства. Результатом стало замедленное формирование российской нации, а после распада Советского Союза оказалось, что национальная идентичность в стране не сложилась.
Данному обстоятельству способствовали два основных фактора:
- Население Российской Федерации в тот период считало своей родиной весь Советский Союз и редко ассоциировало себя именно с Россией.
- Рождению общероссийской единой гражданской идентичности препятствовали националисты разных направлений в разной мере и в разных формах.
Большая часть россиян, привыкшая жить в большой стране, очень болезненно переживала ее распад.
В формировании цивилизационной идентичности значительную роль играет религия, а в России до 1917 г. православие было основой российской идентичности. По своим социокультурным и политическим принципам оно отличалось от протестантизма католичества, отличалось от ислама, буддизма, конфуцианства, индуизма.
После 1917 г. официальная коммунистическая идеология выполняла функции религии и претендовала на новую советскую цивилизационную общность.
Также надо помнить, что система базовых ценностей российского населения отличалась от западноевропейской и восточной системы ценностей. Советская идентичность, определявшая массовое сознание и психологию большей части советских граждан, потерпела крах после распада СССР.
В современной постсоветской России на первый план выходит проблема поиска новой национально-цивилизационной идентичности. Современная Россия вынуждена самоопределяться как новое государственное образование и как ядро постсоветского экономического и культурно-цивилизационного пространства.
Протекая сложно, эти процессы сопровождаются социальными, этническими, политическими, культурными конфликтами как внутри страны, так и за ее пределами.
Процессы, влияющие на формирование российской идентичности
Большое влияние на процессы формирования национально-цивилизационной идентичности России оказывает глобализация. Она, с одной стороны, делает более прозрачными границы между государствами и роль нации-государства ставит под вопрос. Это значит, что под вопросом стоит национально-составляющая идентичности. С другой стороны, она способствует интеграции различных социальных и этнических общностей, а это значит, потребность в своей культурно-цивилизационной идентичности усиливается.
Процессы глобализации в условиях сегодняшней России значительно модифицируют формирование национально-цивилизационной идентичности и направляют его в новое русло – при этом происходит столкновение разных уровней идентичности и образуется своеобразная «мозаичная» идентичность.
На процессы формирования российской национально-цивилизационной идентичности воздействуют информационные технологии, которые создают основу «информационного общества». Информационные технологии разрушают информационные барьеры, расширяют информационный кругозор граждан, а с другой стороны предлагаемая информация часто далека от объективности и используется для манипулирования общественным мнением. В результате происходит искажение образов и людей других национальностей.
В огромном потоке информации и дезинформации, двойных стандартов, массовой культуры происходит дезориентация человека, разрушение его внутреннего мира. Разрушаются основы солидарности с другими народами без чего невозможно формирование гражданского общества.
На формирование национально-цивилизационной идентичности России влияет расширение Европейского Союза на восток. Постепенно утверждаются представления о «европейской идентичности», перед Россией стоит вопрос, принадлежит ли она к «Большой Европе» и будут ли граждане России европейцами.
Консенсуса по этому вопросу сегодня нет. Европейский Союз опасается включать Россию в свой состав. Сближению России с Европой препятствием является область культуры, доминирующая система ценностных ориентаций.
Культурная идентичность России отличается существенным образом от культурной идентичности многих стран Европы. Российское общество остается сильным с точки зрения культурных традиций и культурного потенциала, поэтому «растворение» России в Европе исключается.
Надо сказать, что отказ от сближения с Европой для России может быть тоже не совсем приятным, поскольку в ее культуре и политических традициях начнут усиливаться евразийские начала. Для Европы это может стать большой катастрофой.
Процессы сближения, детерминированные политическими, социокультурными, экономическими факторами, становятся противоречивыми и очень сложными. Однако формирование новой российской национально-цивилизационной идентичности происходит в сближении с европейской культурной идентичностью.