Современное страноведение и его функции
Функции страноведения и их роль разнообразны, определяются они, прежде всего, мировоззренческим и просветительским значением науки.
Страноведение как составная часть географии принимает участие в построении географической картины мира, выявляет особенности отдельных регионов, народов и стран, вырабатывает их комплексные географические характеристики.
Для науки общественная востребованность ее результатов является важнейшим фактором для развития.
Страноведение имеет несколько значимых функций, в их числе:
- гносеологическая или познавательная, просветительская;
- аксиологическая, т. е. оценочная, позволяющая выявить наличие разнообразных ресурсов – природных социокультурных, экономических, рекреационных и др.;
- информационная, суть которой состоит в сборе, хранении и предоставлении о стране информационных данных;
- интегративная, объединяющая имеющиеся данные в единый географический комплекс.
Интегративная функция выполняет особую роль, обуславливая существование комплексного страноведения.
На синтезирующую роль страноведения указывал в своих исследованиях Н. Н. Баранский. Страноведение синтезирует различную информацию о стране или регионе и базируется на исследовании связей между явлениями, которые составляют суть географии, без которых она немыслима.
Важнейшей задачей страноведения сегодня становится удовлетворение потребностей рекреационно-туристской отрасли в географической комплексной информации.
Крайне важной является информационная функция страноведения, поскольку она создает комплекс знаний о географии разных стран и регионов. Например, научно-популярные справочники, географические путеводители, специальные карты, современные геоинформационные системы, которые являются прикладными направлениями страноведения.
Страноведческие комплексные исследования позволяют выявлять географическое своеобразие территории, а это, в свою очередь, важно для ее рационального устройства, для оптимизации среды обитания человека, планирования и развития туризма и рекреации.
Рисунок 1. Структура комплексного страноведения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Неоценима роль страноведения в развитии внутреннего и международного туризма.
Страноведение опирается на смежные науки и многие географические дисциплины, оказывая на них большое влияние. Консолидирующая роль страноведения в системе географических наук, позволяет сохранять целостность географии.
Страноведение берет необходимые ему знания из других смежных наук – этнографии, истории, лингвистики, демографии, экономики, политологии. Это значит, что для проведения комплексных исследований необходимы энциклопедические знания о странах и регионах.
Парадигмы и концепции географии и страноведения
Любая наука имеет результат своей деятельности, который представляет совокупность знаний, лежащих в основе объективной картины мира. Эти знания можно использовать для удовлетворения жизненных потребностей человека.
По мнению Д. И. Менделеева, наука имеет две главные цели – предвидеть и приносить пользу.
Основными целями географии и страноведения являются описание, объяснение, предсказание процессов и явлений действительности.
Характерными для любой науки является система взглядов, определенное понимание процессов и явлений – это есть концепция.
Понятие парадигмы ввел американский науковед Т. Кун. Парадигма по Куну – это научные достижения, принятые всеми, дающие научному сообществу модель постановки научных проблем и решений.
Парадигма – нестрого сформулированная концептуальная схема, ориентирующая ученых на специфический подход к исследованию объекта науки.
В основе экстенсивно развивающейся науки лежит определенная парадигма, т. е. принятая теоретическая концепция. Концепция дает модель постановки проблем и способов их решения, однако с течением времени экстенсивный путь развития науки дает отклонения от желаемых результатов, приводит к появлению аномалий и к возможному кризису в науке.
В науке происходит новая революция, появляются свои революционеры, какими были Коперник, Эйнштейн, Циолковский, Чижевский, Ньютон, Лавуазье и др. С появлением таких революционеров, вера в привычную парадигму отклонялась.
При интенсивном развитии науки происходит коренная трансформация, смена ведущих парадигм, идет скачок в познании картины мира и смена господствующих концепций.
Изменение научных представлений является вопросом жизнеспособности географии, основные вехи в развитии которой, связаны со сменой парадигм. Например, этапы развития научных представлений – Античность, Средневековье, позднее Средневековье, связанное с торжеством гелиоцентрической парадигмы.
В XIX-XX веках концепция географического детерминизма сменилась на парадигму географического пассибилизма. Период 20-30-х годов XX века можно назвать временем «географического нигилизма».
В середине XX века господствующей в географии была хорологическая концепция, сменившаяся парадигмой территориальной организации природы и общества. Это был переход к гуманизации и экологизации взглядов.
Концептуально-теоретическое поле науки, таким образом, формируется из концепций, идей, выходящих из теоретических постулатов господствующей научной парадигмы.
В результате накопления критической массы идет развитие взглядов в науке, применяются новые методы, выявляются новые законы, обнаруживаются новые связи между явлениями и процессами.
Научное знание при этом, может разделиться на отдельные направления и превратиться в новые разделы науки.
Дифференциация и интеграция науки
География с одной стороны делится на многочисленные направления и частные дисциплины – экономическая география, биогеография, физическая география, почвоведение, гидрология суши – это процесс дифференциации науки.
Противоположный процесс – соединение отдельных областей знаний и появление междисциплинарных исследований – это процесс интеграции, примером которого являются биофизика, геоэкология, страноведение.
Для страноведения характерна еще внутренняя дифференциация – физико-географическое страноведение, рекреационное, социально-экономическое, конфессиональное, экологическое и др.
Страноведение представляет собой синтез разносторонних черт, которые показывают специфику того или иного региона или страны.
Страноведение является «куполом над географией» и представляет собой комплексную, проблемную географическую науку о природных аспектах тех или иных территорий планеты.
В последние несколько десятков лет в России и за рубежом заметно активизировались исследования в области регионоведения. Возникла наука «Регионолистика», цель которой состоит в том, чтобы изучить специфику социально-экономического, политического, культурного, природного, экологического развития регионов.
Как область научных и учебных знаний, регионоведение не тождественное, но близкое страноведению.
Для формирования представления о территории страноведение использует синтетический подход через образ страны или региона. Таким может быть реальная географическая карта мира, карты отдельных стран и целых континентов.
Создание географического образа территории – это завершающий момент страноведческого комплексного исследования.
В экономической политике современного мира поддержать благоприятный образ страны на международном уровне очень важно, поскольку от этого зависит инвестиционный климат и привлекательность страны для туристов.
Другая сторона страноведения может иметь частную направленность, т. е. исследование территории проходит в пределах какой-либо отдельной части страноведческого комплекса.
Примерами частных видов страноведческого исследования является, например, климатическое страноведение, этническое и конфессиональное страноведение, зоологическое и ботаническое, рекреационное и др.
Для региональной географии и страноведения отличительной чертой является целевая установка, направленная на комплексное изучение тех или иных территорий мира.