История культуры Новой Зеландии
Культура Новой Зеландии, расположенной в географической изоляции, является, по сути, синтезом культуры коренных народов и западной культуры.
Аборигены принесли с собой из Полинезии обычаи и язык. В течение длительной изоляции у них развилась своя собственная культура - маори и мориори. В XIX в западные колонисты принесли на остров свою культуру, свой язык и оказали на коренных жителей существенное влияние.
Полинезийцы появились в Новой Зеландии между 1250 и 1300 гг. Культура маори развивалась от своих полинезийских корней. Маори формировали отдельные племена, укрепляли свои деревни (па), занимались охотой и ловлей рыбы, вели торговлю, развивали сельское хозяйство, вели подробную устную историю. В определенный момент какая-то группа маори переселилась на Чатемские острова, которые раньше носили название Рекоху. Здесь началось развитие особой культуры - мориори.
Начиная с 1800 г. начались регулярные европейские контакты, и британская иммиграция проходила очень быстро, особенно масштабной она была в 1855 г.
Вожди маори подписали Договор Вайтанги, который позволял племенам мирно жить с колонистами. Однако мирного сосуществование не получилось. В 1845 г. произошло несколько инцидентов, и вспыхнули Новозеландские войны. В результате маори из-за конфискации частично потеряли свои земли, но свою идентичность сохранили, а вот жить предпочитали отдельно от поселенцев, говорили и писали на своем языке.
Высокая смертность среди маори и низкая продолжительность жизни стали причинами сокращения их численности.
Несмотря на большую удаленность новозеландцы из Европы сохраняли прочные культурные связи с Великобританией, ослабли они только с распадом Британской империи. Потеряв доступ к молочным и мясным рынкам Британии, под влиянием окружающей среды и образа жизни они сформировали отдельную идентичность. Их культура (пакеха) особенно активно начала развиваться после войн.
Сравнительно недавно культура Новой Зеландии в результате глобализации и иммиграции населения с островов Тихого океана, Восточной и Южной Азии значительно расширилась.
Новозеландская идентичность и национальный характер развивались отдельно от британской колониальной идентичности. Данное обстоятельство чаще всего связывают с периодом Первой мировой войны, породившей концепцию духа Анзака.
Чтобы этнические разногласия сделать минимальными, многие граждане стали называть себя новозеландцами, а неофициально «киви».
В стране отмечается два национальных праздника – День Анзака и День Вайтанги.
Культура маори
Коренными жителями Новой Зеландии являются маори, которые прибыли сюда на каноэ с восточных полинезийских островов. Легенды этого народа говорят о том, что они совершили длительное путешествие из своей мифической родины Гаваики, расположенной в тропической Полинезии, в больших океанских каноэ.
Произошло это в период с 1250 по 1300 гг. Как и в остальной Полинезии, их общество тоже было разбито на классы – класс знати (рангатира), рядовые общинники (тутуа), рабы-пленные (таурекарека). Среди знати выделялись вожди (арики) и жрецы (тохунга), которые пользовались особым почетом.
Заселив острова, маори в течение нескольких столетий развивали свою особую культуру, отличавшуюся от культуры остальных полинезийцев. Особенность их культуры была связана с природными условиями островов. Сохранив много полинезийского в области духовной культуры, они сумели создать свое самобытное наследие.
Занимаясь подсечно-огневым земледелием, маори выращивали такие культуры как таро, ямс, батат. Из домашних животных у них были только собаки. Из ремесел они занимались ткачеством, плетением, резьбой по дереву, строительством лодок, имевших 1 или 2 корпуса.
Богатство острова древесными породами растений способствовало развитию резьбы по дереву, уровень которой был очень высокий. Резьба отличалась сложностью и виртуозностью. Одним из основным элементов орнамента являлась спираль, имевшая массу вариантов. Главными в сюжетах были человекоподобные фигуры, а анимистических мотивов не было. Резьбой в первую очередь украшались общинные дома, корма и нос лодок, амбары, оружие, саркофаги, бытовые предметы. Помимо этого маори вырезали статуи предков, которые стояли в каждой деревне.
Свои поселения (па) маори укрепляли деревянной оградой и рвом, а дома (фаре) строили из бревен и досок. Этим они отличались от остальных полинезийцев. Крыши домов покрывались соломой, а фасад домов всегда смотрел на восток. Пол в жилище находился ниже уровня земли, что являлось важным моментом для утепления.
Более холодный климат, по сравнению, например, с Гавайями, заставлял маори носить утепленную одежду. Женщины носили длинные юбки, плащи и накидки из новозеландского льна, а в ткань вплетали птичьи перья и собачьи шкурки.
Очень интересны традиции маори, например, при встрече у них и сегодня принято соприкасаться носами. Уникальным элементом их культуры является боевой танец. Он использовался предками современных маори для призыва духов. Танец сегодня запатентован, и авторские права на его исполнение принадлежат представителям племени.
Рисунок 1. Традиционное приветствие маори при встрече. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Что касается татуировок на лице, то это традиционный элемент их культуры, который использовался до середины XIX в., а затем постепенно исчез. Полную татуировку делали только мужчины. Правда, татуировки делали и женщины, если они относились к высокопоставленным особам.
В 1960-х годах, когда численность маори стала увеличиваться, началось культурное возрождение, известное как ренессанс маори.
Культура пакеха (новозеландские европейцы)
Культура пакеха является синонимом европейской культуры Новой Зеландии и происходит от культуры британских поселенцев, колонизировавших в XIX в. Новую Зеландию. Большинство европейских поселенцев были миссионерами, торговцами и авантюристами, не собиравшимися оставаться там навсегда.
Позже начали происходить сдвиги в сторону культурного национализма и пакеха стали считать себя людьми, отличными от тех, которые жили в Великобритании. Интеллектуальная элита для продолжения своей карьеры выехала в Великобританию, среди них, например, физик Э. Резерфорд.
Возрождающаяся культура маори заставила пакеха почувствовать нехватку собственной культуры и, начиная с 1970-х годов, их писатели и художники приступили к исследованию вопросов идентичности и культуры. Слово «пакеха» стало популярным, хотя оставалось спорным.
В то же время многие пакеха считали себя вплоть до 1950-х годов британцами и сохраняли прочные культурные связи с Великобританией.
Пакеха заимствовали культурные формы и стили у маори. Жители острова европейского происхождения с 1980-х годов, исследуя свои традиции, рассуждали о том, что у новозеландцев-пакеха сложилась собственная культура и она отличается и от британской, и от маори.