Факторы формирования политики Ливана
На протяжении многих лет Ближний Восток является очень напряженным регионом в международных отношениях. Важным звеном здесь является Ливан, привлекающий внимание к своей внешней и внутренней политике.
Рисунок 1. Ливан. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Политика страны формируется под влиянием ряда региональных факторов, но есть и индивидуальные подходы, которые отличают политику страны от региональных аналогов.
Для ливанской политической системы характерной является конфессионализм – на территории проживают мусульмане различных направлений, и христиане – православные, католики, армяно-грегориане и др. Подобное многообразие вызывает миграции, которые здесь известны с древних времен. В миграционных процессах важную роль играет также экономический фактор, т. е. трудовая миграция. Решающим фактором остаются конфликты. Один из конфликтов спровоцирован образованием государства Израиль, вызывавший миграцию из Палестины. Вторая миграционная волна была спровоцирована «Арабской весной». Все эти обстоятельства определяют специфику политических процессов в странах этого региона.
В условиях конфликтов и миграционных волн Ливан сумел выстроить наиболее сбалансированную политическую систему.Политическая система Ливана уникальна тем, что для христианской и мусульманской групп есть возможность участия в политической жизни страны.
В политическом устройстве страны в основе лежит негласный пакт, заключенный в 1943 г. между христианскими и мусульманскими общинами. Этот пакт закреплял приоритет маронитской христианской общины и способствовал достижению компромисса между конфессиями, партиями и обществом.
Слабость данной конструкции определилась к середине 70-х годов. В этот период в Ливане возросло количество мусульман, что привело к противоречиям между конфессиями и гражданской войне. Однако полностью отказаться от этой системы власти не смогли.
Современный Ливан – это парламентская республика, где во властных институтах действует принцип пропорционального представительства. Президентом страны может быть только маронит, главой правительства – суннит, председателем парламента – шиит, министром обороны – друз, министром просвещения – православный.
Таким образом, страна выстроила баланс интересов разных групп населения, что предохраняет от единоличного режима правления, но, с другой стороны, делает ее уязвимой в условиях региональных конфликтов.
Во время войны в Сирии, Ливан принял на своей территории 1,5 млн. сирийских беженцев разных исламских течений, что говорит о тесной исторической связи двух стран.
Конфессиональный подход во внутренней политике Ливана транслируется и на внешнеполитический курс страны. Ливан, например, выступает за мирное урегулирование арабо-израильского конфликта.
Внешняя политика страны многовекторная, что предопределяется политическим конфессионализмом – мусульманская часть ориентируется на развитие отношений с арабским миром, а христианские общины стремятся развивать отношения с Западом. Для ливанской политической системы характерна высокая роль армии, поэтому допускается активное участие военных в политической жизни страны. Армия рассматривается в качестве гарантии политической стабильности.
Этноконфессиональная природа политики Ливана
Ливан на протяжении последней тысячи лет давал убежище для разных этнических общностей и религиозных сект.
Население Ливана в период османского владычества трансформировалось в слабо связанные между собой этноконфессиональные общины, жившие по своим законам. Для Ливана племенной фактор не играл значительной роли.
Для гражданина Ливана идентичность определяется тремя уровнями – семья, регион, религиозная община. Солидарность, основанная на кровнородственном факторе, (асабийа), стоит у них на первом месте.
Второе место занимает региональный фактор. Крупнейшими регионами являются Аккар, где проживает в основном суннитское население, Джебель-Амиль, с шиитским населением на юге, Бекаа, с христианским анклавом в Захле, Джебель Любнан, Джебель-Шуф.
Третье место занимает принадлежность к религиозной общине. Ливанская нация, исходя из специфики политической культуры страны, так и не сформировалась в европейском смысле этого понятия, хотя в последнее время ливанцы чувствуют себя единой общностью.
Однако политика Ливана остается процессом взаимодействия различных религиозных общин, где ведущая роль принадлежит ливанской элите.
Ливанские религиозные общины, по мнению историка Л. Н. Гумилева, можно считать субэтносами, объединенными общими целями и признаками. Государственный статус общины приобрели в конституции 1926 г. Законодательную власть в стране представляла Национальная Ассамблея, где большинство получили марониты и сунниты. В исполнительной власти действовал этот же принцип, что вызывало недовольство со стороны других конфессиональных групп.
Конфессиональная система распределения власти была одной из причин гражданской войны в 1975-1976 гг.
Структура каждой общины дублирует те же основы в государственной и социальной системе и имеет свой верховный орган – совет или ассамблею, членами которой являются как религиозные деятели, так и социальная и политическая элита.
Общины имеют свои средства массовой информации, организуют благотворительные фонды, поощряют систему начального, высшего светского и религиозного образования.
Влияние на членов общины происходит через социальные и политические модели, культурные схемы.
Таким образом, модель общины – это сформировавшийся религиозный и социальный институт, своеобразное государство в государстве.
К концу 60-х годов с экономическим ростом и развитием капиталистических отношений «общинный дух» постепенно отступал перед новыми условиями существования различных общин.
На новую социальную ситуацию влияние оказали три основных фактора: экономические интересы элит, выходящие за пределы общин, отсутствие профсоюзов накануне гражданской войны, рост политического сознания молодежи.
Социальная структура общества к 1991 г. тоже претерпела изменения – появился слой людей, живущих за чертой бедности, возвращался средний класс, эмигрировавший во время войны, появился класс нуворишей, разбогатевших на спекуляциях в период войны.
Элита по-прежнему осуществляла контроль над законодательной и исполнительной властью. Тем не менее, трудности, с которыми столкнулся Ливан, не разрушили общинную систему и конфессиональный принцип управления страной.
Политическая элита Ливана и ее особенности
В ливанских религиозных общинах лидировали всегда заимы – представители традиционной феодальной аристократии или разбогатевшие банкиры и предприниматели.
Поскольку государственные институты Ливана очень слабые, то основная прерогатива заимов заключалась в защите социально-экономических, юридических, политических прав представителей своего субэтноса.
После Второй мировой войны сторонники различных заимов начали объединяться в политические партии, хотя идеологическая мотивация таких партий была очень слаба. Причина образования партий заключалась в харизматическом лидерстве заимов.
Заимы делятся на три категории по своему социальному происхождению:
- потомки традиционной феодальной аристократии;
- представители новой «аристократии денег»;
- политики-популисты, объединившие вокруг себя большое число сторонников.
Деловая элита Ливана стала доминирующей в зарождавшемся туристическом секторе, инвестируя в гостиничный, горнолыжный и морской сектора.
В ливанской политике наблюдалась схожая ситуация, когда после провозглашения независимости доминировали заимы. Таким образом, считает Сандра Маккей, ливанская политика превратилась в семейный бизнес и передавалась по наследству.
Очень сильное господство заимов ощущалось в суннитской общине, лидером которой был первый премьер-министр независимого Ливана суннит Рияд Сольх.
Представители друзской общины в XX веке стали сторонниками концепции арабского национализма.
Ливанская политическая элита, таким образом, к началу гражданской войны была представлена лидерами отдельных конфессиональных общин.