Естественные границы территории
Естественными называются границы, появившиеся благодаря природе и климату.
К естественным границам относятся горы и реки, по разным берегам которых могут проживать разные народы и располагаться разные страны.
Это выражение впервые употребил Эммануэль-Жозеф Сийес – политический деятель Франции. Он подразумевал под естественной границей реку Рейн, разделявшую Францию и Германию, а еще в начале I века нашей эры Страбон писал о природных границах, проходивших между греческими городами-государствами. Как он писал, территории, которые занимали этолийцы и акарианцы, являлись сопредельными, потому что между ними находилась река Ахелой, протекающая с севера на юг через эти области.
В качестве естественных границ выступают моря, реки, горы. Рейн и Дунай, например, были естественными северными границами древней Римской империи.
Говоря о становлении буржуазных цивилизаций, Ф. Энгельс отмечал, что все они располагались по течению больших рек и вдоль побережий моря. А те земли, что лежали далеко от моря, особенно неплодородные, были убежищем варварства и феодализма.
Мечников Л. И. отразил идею естественных границ в целостном виде, объясняя превосходство Запада над Востоком естественным географическим преимуществом Запада. Он подчеркивал, что речные цивилизации на севере ограничиваются цепью высоких гор и возвышенных плоскогорий, что является естественной границей между севером и югом.
Идею естественных границ признавали и США в вынужденном призыве-признании о том, что «единая Европа ограничиваться традиционными европейскими границами не должна.
Идеей «естественных границ» руководствовался еще кардинал Ж. Ришелье, когда речь заходила о границах по Рейну, Альпам, Средиземному морю, Пиренеям, Атлантике, Ла-Маншу, Северному морю, соответствующих старой Галлии.
Что касается Советского Союза, то государственно-территориальные потрясения перед распадом Союза, события в Нагорном Карабахе, Абхазии, Приднестровье, Южной Осетии показали, что сведение концепции естественных границ к «практике империалистических государств ушло в прошлое.
Перед историко-культурными причинами проблема формирования естественных границ отодвинулась. Часто возникает такая ситуация, когда реальные линии государственных границ проходят через единую плоть народа или являются уязвимыми с точки зрения безопасности, обрамляя государственные просторы.
Искусственные границы и их типы
Искусственные границы создаются как результат сложного политического компромисса или по произволу руководителей государства, в силу конкретно-исторического развития человечества.
Искусственные границы, закрепляя временное соотношение сил, создают источник международной напряженности и приводят к длительным территориальным спорам.
Безусловно, то, что искусственные границы не могут опираться на природные особенности. Функция искусственной границы та же, что и естественной.
В международном праве с юридической точки зрения разницы между искусственными и естественными границами не существует.
Что касается искусственных границ, то ряд авторов выделяют три их типа:
- граница-барьер, построенный в месте предела, который предполагается установить. Искусственными барьерами могут быть мосты, памятники, стены, буи в море. Строятся они в ряде случаев между двумя странами с политическими целями;
- геометрическая граница устанавливается с использованием геометрических измерений. Мерой могут быть географические координаты, в форме километровых измерений, морских миль и др.;
- культурная граница, разделяющая несколько культурных зон – географических территорий на которых общие культурные модели определяются неоднократно.
Граница устанавливается в точке раздела двух дифференцированных культурных зон. Примером искусственного барьера является Берлинская стена, построенная в 1961 г. в столице Германии – городе Берлине. Стена разделила город на две части – Западный и Восточный Берлин и была построена для того, чтобы отделить и дифференцировать территорию Берлина. Западная часть города принадлежала ФРГ, а Восточная часть – принадлежала ГДР. Вплоть до 1989 г. это была искусственная граница, протяженность которой составляла 120 км, а высота 3,6 м. Стена, в годы «холодной войны», разделяла две идеологии – капиталистическую и коммунистическую и была неоспоримым символом идеологической дифференциации.
Рисунок 1. Берлинская стена. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В Новом Свете, на границе между США и Мексикой тоже есть стена, которая является забором безопасности. Построена она в 1994 г. американцами и находится на границе, ранее установленной между странами. Сегодня эта стена функционирует как искусственный барьер. Протяженность стены, оснащенной датчиками движения, высокоинтенсивными отражателями света, оборудованием ночного видения, постоянным наблюдением и тремя защитными барьерами, составляет 3180 км.
В определенном смысле эта искусственная граница выполняет политическую функцию, потому что предотвращает незаконный въезд мигрантов, обеспечивая безопасность.
Граница между Швецией, Финляндией и Норвегией – «Treriksröset» это название каменного кургана, разделяющего три государства. Конструкцию возвели искусственно, чтобы обозначить точку схождения границ трех стран. Этот курган является самой северной точкой Швеции и самой западной – Финляндии.
Территориальные споры
В соответствии с уставом ООН государства обязаны «воздерживаться от угрозы силой или применения ее с целью нарушения существующих международных границ другого государства…».
В действительности же то государство, которое контролирует спорную территорию, использует все средства для прямого или косвенного ее освоения. В территориальном споре субъектами могут быть только государства.
На постсоветском пространстве территориальная ситуация сложилась между Россией и Украиной в отношении Крымского полуострова и города Севастополя.
Речь идет об отрицании Россией юридической принадлежности данной территории Украине. Противоправным является нахождение этой территории под юрисдикцией стороннего государства.
Требование восстановить российскую юрисдикцию совсем не значит, что Россия выдвигает территориальные претензии, потому что на эти территории противоправно претендует Украина.
Независимо от того, как этот вопрос трактует украинская сторона, речь идет о территориальном споре. В ситуации с Крымом и Севастополем сложность правовой оценки увеличивается ввиду того, что подходы к данной проблеме различны у исполнительной и законодательной властей России.
Российский суверенитет над Крымом украинское руководство отрицает, не признавая фактически вообще этой проблемы. На самом деле это действительно так, потому что односторонняя территориальная претензия территориального спора не образует.
Давая характеристику межгосударственному спору, Международный суд ООН определил, что недостаточно одной стороне в спорном деле просто заявлять, что ее спор с другой стороной не существует.
Для доказательства наличия спора простого заявления недостаточно, как недостаточно и простого отрицания для доказательства не существования спора.
В юридической науке есть только три случая односторонних территориальных претензий со стороны государства, которые являются безосновательными:
- территория никогда не принадлежала претендующему на нее государству, равно как никогда не было и его суверенитета над этой территорией;
- территория когда-то принадлежала претендующему государству, но затем она вошла в состав территории другого государства, что было оформлено юридически;
- в прошлом территория никому не принадлежала, но потом вошла в состав определенного государства, что было оформлено юридически.
Ни в один из этих вариантов ситуация с Крымом не укладывается даже приблизительно, а значит не может относиться к безосновательным территориальным претензиям и предполагает над территорией полуострова существование российского суверенитета.