История создания СБСЕ
Совет по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) официально впервые собрался в Хельсинки 1 августа 1975 г. – это дата возникновения этой организации.
На Совете присутствовали руководители 35 стран Европы, а также Канады и США, которые подписали Заключительный акт СБСЕ. Такая система возникла благодаря росту взаимозависимости государств и разрядке напряженности между Востоком и Западом.
Идея системы европейской безопасности существует несколько веков. «Проект установления вечного мира в Европе» был предложен еще в 1713 г. аббатом Сен-Пьером.
Французский писатель и мыслитель Жан Жак Руссо считал, что проблему можно решить, создав Европейскую Республику. Российский государственный деятель С. Ю. Витте говорил, что обеспечить европейскую безопасность и мир можно, если будет заключен континентальный союз России, Франции и Германии.
В послевоенный период Советский Союз вместе с рядом других государств выдвигал предложения по практической реализации тех намерений, которые декларировались в рамках ООН.
По Берлину в начале 1970-х годов было подписано 4-х стороннее соглашение, предполагавшее отказ от применения силы, признание нерушимости границ между ФРГ, ГДР, Польшей, Чехословакией с одной стороны и СССР – с другой стороны.
Это были позитивные перемены, в контексте которых стали возможными многосторонние консультации в Хельсинки.
Первый этап переговоров СБСЕ проходил с 3 по 9 июля 1973 г. и 35 министров иностранных государств, включая США и Канаду, утвердили «Голубую книгу». В ней были изложены позиции государств по вопросам европейской безопасности и сотрудничества.
Второй, женевский этап переговоров, проходил с 18 сентября 1973 г. по 21 июля 1975 г. и посвящался работе над Заключительным актом, подписанным 1 августа 1975 г.
Подписание этого акта закрепило политические и территориальные итоги Второй мировой войны и стало ответом на ту ситуацию, которая складывалась в результате достижения ядерного равновесия Востока и Запада.
Хельсинкский акт утверждал 10 принципов:
- уважение прав, суверенное равенств;
- не применение силы, равно как и угрозы силой;
- нерушимость государственных границ;
- территориальная целостность государств;
- урегулирование споров мирным путем;
- не вмешательство во внутренние дела государств;
- уважение свобод и прав человека, свобода совести, религий, убеждений;
- право народов распоряжаться своей судьбой;
- сотрудничество;
- добросовестное выполнение по международному праву своих обязательств.
Недостаток документа был связан с тем, что не предусматривал механизма наказания тех, кто его не выполнял.
На протяжении 1975-1989 гг. работа СБСЕ была недостаточно эффективна и шла невысокими темпами. Причина заключалась в многочисленных противоречиях между Западом и СССР в вопросах понимания, роли и задач Совещания по безопасности.
Таким образом, к началу 80-х годов Хельсинкский процесс свои возможности исчерпал.
От СБСЕ к ОБСЕ
Переименование СБСЕ в ОБСЕ было принято в 1994 г. на Будапештском саммите. По сравнению с другими европейскими международными организациями политическая значимость ОБСЕ состоит в ее универсальности.
Рисунок 1. От СБСЕ к ОБСЕ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Универсальный характер ОБСЕ – это ее отличительная черта, так как ее участниками были все страны Европы, а также СССР, США и Канада. Всеобщий характер ОБСЕ обеспечивался принципом консенсуса и равенства при принятии решений стран-участниц.
В сфере безопасности данная организация должна предупреждать и заниматься урегулированием ранних конфликтов, превентивной дипломатией, наблюдением за выборами, экологической безопасностью.
В основе деятельности ОБСЕ лежит Хельсинкский Заключительный акт, подписанный 1 августа 1975 г.
Завершение идеологического противостояния между Западом и Востоком после распада СССР, была предпринята попытка превратить ОБСЕ в общеевропейскую организацию.
В это время были подписаны ключевые документы – Парижская Хартия для новой Европы, Договор об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ), Договор по открытому небу и другие соглашения.
Это означало, что страны-участницы делали попытки «приспособить» ОБСЕ к новым реалиям, которые сложились после окончания холодной «войны».
Значительные геополитические изменения возникли в результате расширения НАТО на Восток, однако роль ОБСЕ как единственной пан-европейской международной правительственной организации, не поставила роль ОБСЕ под сомнение.
Организация находится в «ключевой связке» НАТО-ЕС и отдельные страны-участницы нередко используют ее для озвучивания своих национальных интересов.
Французский премьер-министр Э. Балладюр в 1994 г. предложил сделать ОБСЕ основной миротворческой организацией для разрешения конфликта в Бывшей Югославии. Эту позицию Россия поддержала и «продвигала» ее как основное действующее лицо в области европейской безопасности.
Однако Стамбульский саммит 1999 г. на котором российские действия в Чечне подверглись критике, привели к частичной потере интереса России к этой организации.
Основной целью ОБСЕ на территории Европы стало разрешение этнополитических конфликтов и информирование о кризисных ситуациях.
Организация с начала XXI века поддерживает 8 миссий в Албании, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Сербии, Черногории, Македонии, Молдове, Грузии, Армении.
Миссии, развернутые ОБСЕ в бывшей Югославии и в Закавказье, получили наибольшую известность. В Закавказье в 1992 г. успехом ОБСЕ стало создание Минской контактной группы по Нагорному Карабаху для урегулирования вооруженного конфликта между Арменией и Азербайджаном.
Для урегулирования территориальных споров Баку и Еревана Минская группа в 1993 г. предложила план, однако ни Армения, ни Азербайджан положения плана не приняли.
Только посредничество России в 1994 г. привело к тому, что обе стороны договорились соблюдать неофициальное соглашение о прекращении огня.
«Три корзины» ОБСЕ
В основе деятельности ОБСЕ лежит принцип «трех корзин», заложенный на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Хельсинки.
Рисунок 2. «Три корзины» ОБСЕ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
«Три корзины» – это три раздела, содержащие базовые принципы, определяющие нормы сотрудничества и взаимоотношений стран-участниц.
«Первая корзина» касается контроля над распространением вооружений, усилий дипломатов для предотвращения конфликтов, мер создания доверия друг к другу и безопасности.
«Вторая корзина» касается экономической и экологической безопасности, научно-технического сотрудничества в области экологии и сохранения окружающей среды.
«Третья корзина» включает гуманитарные вопросы – защиту прав человека, развитие демократических институтов, мониторинг выборов.
Со стороны еще Советского Союза эта корзина вызывала наибольшее сопротивление, потому что сама постановка проблемы идеологический конфликт между двумя блоками переводила совсем в иную плоскость.
Поскольку в то время защита политических прав и свобод была «слабым звеном» советской системы, то американское руководство использовало на СССР дипломатическое давление.
При возникновении конфликтов в прошлом, решающую роль играли отношения между СССР и США, тогда говорили о бессмысленности ОБСЕ, тем более что ее решения были необязательными.
Сегодня подавляющее большинство конфликтов имеют под собой этническую подоплеку, а ОБСЕ играет роль общепризнанного морального авторитета.
Еще в 1999 г. германский канцлер Г. Шредер, требуя от Ельцина, тогдашнего российского президента, прекратить военные действия в Чечне и мирным путем решить конфликт, подчеркивал необходимость уважительно относиться к нормам и принципам, совместно принятым, и не подрывать к ним доверия.