Возникновение страхования космических рисков
Страхование космических рисков является новой, развивающейся отраслью страхования, история которой начинается в 1965 году, когда был заключен первый договор страхования гражданской ответственности за возмещение убытков, которые могут быть причинены на этапах предстартовой подготовки космического аппарата.
Особенность первых договоров страхования космических рисков состояла в оговорке о франшизе, то есть непокрываемой части ущерба по первому страховому событию при запуске серии космических объектов.
Данная оговорка получила наименование «привилегия на один запуск». С таким условием застрахованы были две серии из пяти пусков аппаратов типа «Intelsat». В каждой из серий лишь один запуск оказывался неудачным, и благодаря такой оговорке выплаты по страхованию произведены не были.
С 1975 года практика страхования изменилась: договоры на пуск начали оформляться без привилегий, покрытие расширялось за счет включения рисков, которые связаны с производством космических объектов, а также их функционированием на рабочих орбитах.
Развитие страхования космических рисков
В настоящий момент уже накоплен опыт страхования космической техники на всех ступенях ее приготовления и эксплуатации, но эта разновидность страхования продолжает оставаться сложным по вопросу специфических особенностей индустрии космоса.
В России начало страхования космической деятельности датируется 1986 годом, когда была объявлена готовность бывшего СССР застраховать космические аппараты. На практике же эта разновидность страхования стала использоваться российскими компаниями с начала 90-х годов после принятия Законов РФ:
- «О космической деятельности»;
- «О страховании» и иных актов законодательства.
Развитие страхования космических аппаратов в нашем государстве обусловлено международным статусом РФ в качестве одной из ведущих космических держав, а также крупными объемами страховых сумм и премий.
Цена отечественных программ по страхованию является гораздо меньшей, чем у соответственных иностранных проектов, но российские страховщики обладают опытом ведения крупных договоров страхования космических объектов. В мае 1994 года запущен был спутник телевещания и связи «Горизонт» при выводе на орбиту ракетой-носителем «Протон». Цена покрытия по страхованию определялась в сумме 12,5 миллиардов рублей. В страховании принимали участие тридцать семь отечественных компаний, наиболее крупные объемы покрытий приняли на себя страховые организации «АСКО-Красноярск» и «Виктория» (по 1,5 миллиарда руб.).
В 1996 году застрахованы были подготовка перед стартом и пуск ракеты-носителя «Протон», выведшая на орбиту спутник связи, который принадлежал Международной организации морской спутниковой связи «Inmarsat». Покрытие по страхованию от всех рисков составляло 33 миллиарда рублей. Договор заключался в пользу Государственного космического научно-производственного центра им. М.В. Хруничева. В размещении данного риска на отечественном рынке страхования принимало участие сорок страховых организаций, в их числе такие крупные как:
- «Космическая страховая компания»;
- «Ингосстрах»;
- «Военно-страховая компания» и пр.
При страховании предпочтение отдавалось совместным космическим программам при участии зарубежных партнеров. К примеру, спутник серии «Космос», который принадлежал военно-космическим силам РФ и погиб на стадии запуска в мае 1996 года на космодроме Байконур, был застрахован на сумму 2,7 миллиона долларов США. Данный спутник, кроме своих базовых задач, должен был исполнить топографическую съемку земной поверхности, в том числе и территории США. На произведение съемки заключался контракт между ассоциацией РФ «Совинформ спутник» и компанией США «AnaT Imagee Inc.». Спутник страховался в пользу «Совинформспутника», а риск размещался средь пятидесяти шести российских страховщиков, крупнейшую ответственность на себя принял «Ингосстрах», сумма составила двести тысяч долларов.
По итогам экспертизы межведомственной комиссии причина аварии состояла в нарушении технологии подготовки головного обтекателя, а так как спутник застрахован был от всех рисков, в их числе и от аварий по причине совершения ошибок персоналом, то возмещение ассоциации «Совинформспутник» уплачено было в абсолютном объеме.
В настоящий момент в мире особенное распространение получила практика страхования коммерческих спутников связи, как научных, так и телекоммуникационных. Страхователями в данном случае признаются владельцы космической техники, которые страхуют собственные интересы имущественного характера. Космические объекты, которые запускаются по военным государственным программам, страхуются довольно-таки редко и в нашем государстве, и за рубежом.
В июне 1996 года в ходе запуска космодрома в Плесецке разбился еще один спутник российского происхождения и также по причине брака в головном обтекателе. Но, так как в проекте не принимали участие коммерческие организации, спутник не обеспечивался защитой по страхованию.
Для страховщиков России традиционные сложности рассматриваемой разновидности страхования усугублены следующими причинами:
- новизной страхования рисков космического характера, что имеет связь с отсутствием разработанных методик по оценке рисков, определения сумм страхования и ставок по тарифам, а также с ограничением базы статистики;
- недостатком емкости российского рынка страхования, которая не превышает десять миллионов долларов США, и финансовых показателей по ресурсам страховщиков России, что вынуждает их прибегнуть к помощи зарубежных перестраховщиков;
- несовершенством базы законодательства в области страхования ракетно-космической техники.
На этапе проектирования и производства космических аппаратов используются те же разновидности страхования, что и при страховании любой иной техники, а также строительных рисков: от стихийных бедствий, ошибок при проектировании, нарушения циклов технологии, повреждения и утраты грузов в ходе перевозки, ущербов по причине наземных испытаний космических аппаратов и пр.