Понятие страхования воздушных перевозок
Авиаперевозки (воздушные перевозки) являются способом транспортировки грузов или перевозки пассажиров с помощью воздушных судов.
Страхование в области авиационного транспорта и перевозок пользуется большим спросом. Это связано как с существованием обязательных разновидностей страховок в данной сфере, так и с особо крупными рисками, всегда сопровождающими эту область деятельности.
Авиационное страхование сформировалось в 1919 году и до конца двадцатого столетия прошло четыре этапа развития. Не останавливается оно и ныне, ввиду того что авиационный бизнес постоянно претерпевает изменения. Это позволяет разрабатывать новые продукты страхования, которые сегодня дают возможность учесть все риски
Каждый год происходит слияние, концентрация и укрупнение международных перевозчиков. Регулярно проходит обновление и закупка новых судов, а возможные риски остаются на прежнем уровне, в связи с чем компании все так же активно используют страховые услуги.
Разновидности страхования воздушных перевозок
Для воздушных перевозок страховые компании предлагают следующие разновидности защиты: добровольная и обязательная.
К обязательному страхованию относится ответственность перевозчиков воздушного транспорта и страхование жизни пассажиров при перелетах на внутренних рейсах.
К добровольной разновидности отнесены страховки:
- воздушных судов;
- двигателей и запасных деталей;
- обязательств собственников воздушного транспорта перед третьими лицами;
- обязательств перед пассажирами;
- обязательств перед отправителями и собственниками грузов;
- жизни и здоровья членов экипажа, а также наземных специалистов;
- обязательств операторов и собственников аэродромов;
- обязательств изготовителя авиационного транспорта.
Так же страховые компании представляют две формы страхования авиаперевозчиков — «гибель воздушного транспорта» либо «от всех рисков».
В первом случае организация получит возмещение в случае уничтожения воздушного транспорта. Вторая вариация предполагает возмещение в случае повреждения судна, но сумма выплаты находится в зависимости от условий страхового полиса, величины покрытия и тяжести нанесенного ущерба.
Защита обязательств авиаперевозчиков
Страхование ответственности авиаперевозчиков стало развиваться недавно. Это вызвано необходимостью соблюдения международных законов и законов отдельных государств при организации рейсов в иные государства.
Также это связано с требованиями Воздушного кодекса России для внутренних рейсов авиационного транспорта и отдельных полетов.
Объект покрытия по данной разновидности страхования составляет финансовые интересы, связанные с возникновением обязательств перед:
- иными лицами за ущерб, нанесенный их имуществу или здоровью;
- пассажирами за ущерб, нанесенный их имуществу или здоровью;
- грузовладельцами или грузоотправителями за утрату или повреждение почты или груза.
Лимиты ответственности по данной разновидности учреждаются исходя из актов законодательства России и зарубежных государств, они также находятся в зависимости от географических районов, вместимости воздушного транспорта и максимальной отметки взлетного веса.
По российскому законодательству лимит ответственности собственника воздушного транспорта за ущерб, причиненный третьим лицам, начинается от двухсот рублей за один килограмм взлетного веса.
Обязательства за ущерб, причиненный жизни и здоровью, согласно российским законам, не ограничиваются, а выплаты возмещения по страхованию проводятся в величине доказанного ущерба.
Но учреждены минимальные размеры:
- за ущерб, который причинен жизни – два миллиона двадцать пять тысяч рублей;
- за ущерб, который причинен здоровью – два миллиона рублей;
- за потерю или повреждение груза, багажа или вещей при пассажире – в величине их стоимости либо шестьсот рублей за один кг;
- за потерю или повреждение вещей при пассажире – в величине их стоимости или одиннадцать тысяч рублей.
Законодательная база страхования воздушных перевозок
Так как воздушные перевозки являются международной разновидностью деятельности, то и страхование реализуется согласно различным законодательным актам.
К регулирующим актам законодательства относят:
- статьи 116-122 и 131-135 ВК РФ;
- ст.935.59 ГК РФ;
- ФЗ №331-ФЗ от 4 декабря2007 года;
- Правила по защите ответственности перевозчиков перед пассажирами воздушного транспорта от 27 октября 2008 года;
- Варшавская Конвенция от 1929 года;
- Гаагский протокол 1955 года об изменении Конвенции;
- Чикагская Конвенция 7 декабря 1944 года;
- Монреальская Конвенция 28 мая 1999 года.
Страхование пассажиров воздушного транспорта
Страхование пассажиров в период авиационных перелетов на российской территории может осуществляться в двух разновидностях: обязательной и добровольной.
Обязательное страхование оформляется согласно Указу об обязательном покрытии пассажиров и о направлениях государственной политики в области обязательных разновидностей страховок.
Данная разновидность страховки обеспечивает защиту пассажиров от наступления несчастных случаев. Величина покрытия для него составляет сто двадцать МРОТ для каждого клиента, цена полиса – два рубля за каждого перевозимого клиента. Величина отчислений в фонды достигает восьмидесяти процентов от стоимости полиса.
Помимо этого, пассажирам предложены полисы по добровольному страхованию от наступления несчастных случаев, которые реализуются в кассах совместно с билетами. Также подобная разновидность защиты предлагается некоторыми организациями единовременно с реализацией электронного авиационного билета.
В настоящий момент время защита от разнообразных авиационных рисков дает возможность компаниям обеспечивать защиту собственных имущественных и финансовых интересов при помощи страхового полиса.