Сущность страхования ответственности авиакомпаний
В большей части развитых государств авиационные перевозчики по законодательству обязуются страховать собственную ответственность перед третьими лицами за причиненный ущерб. Законом устанавливаются обязательные разновидности страхования и лимиты по ответственности для каждого вида.
Но на практике авиационные компании заключают страховые договоры на более высокие суммы, так как средства, которые им приходится уплачивать по гражданским искам, которые связаны с авиационными катастрофами, зачастую способны привести компанию к финансовому краху.
Особенности страхования ответственности авиакомпаний в России
В Российской Федерации в данный момент не существует обязательного страхования ответственности авиационных компаний, если не считать обязательное страхование пассажиров, которое было введено Указом Президента от 07.07.1992 г. Сумма страхования по обязательному страхованию пассажиров определяется в величине ста двадцати МРОТ на дату покупки проездного документа. Но обязательность данной разновидности страхования не может распространяться на пассажиров всех разновидностей транспорта международного сообщения, исключая туристов, которые совершают поездки по линии экскурсионных и туристических фирм.
Пробелы, которые существуют в страховании России со временем ликвидируются. Пока же российские авиационные компании смогут застраховать собственную ответственность в добровольном порядке. В такой связи значительный интерес представляют условия и виды страхования ответственности, которые существуют за рубежом.
Особенности страхования ответственности авиакомпаний за рубежом
В Германии, к примеру, обязательные разновидности страхования ответственности предписаны федеральным законом об авиационных перевозках. Применяются следующие разновидности страхования ответственности:
- страхование ответственности держателя или владельца авиационного транспортного средства;
- страхование ответственности авиационного перевозчика (обязательное пассажирское страхование);
- обязательное пассажирское страхование от несчастных случаев;
- страхование ответственности по рискам военного характера.
Держатель транспортного средства это лицо, владеющее и распоряжающееся им по собственному усмотрению. В традиционном случае это собственник, но возможны также и иные варианты — лизингополучатель или арендатор. Держатель транспортного средства далеко не всегда самостоятельно является перевозчиком, представляя эту функцию по договору транспортным фирмам. Лимит ответственности держателя транспортного средства устанавливается законодательством. Заключение договора по страхованию ответственности владельца является необходимым условием для допуска авиационного судна к эксплуатации.
Перевозчик, то есть авиационное предприятие, обязуется нести ответственность за пассажиров, причем для этого ему совершенно не обязательно заключать страховой договор. Величины ответственности непосредственно определяются законодательством, и они настолько велики, что абсолютно все авиационные перевозчики заключают соответственные страховые договоры.
Лимиты ответственности учреждают отдельно: за сданный багаж; за багаж, который отнесен к ручной клади и находится с пассажиром вместе. Помимо этого, авиационная компании обязуется застраховать собственных пассажиров от наступления несчастного случая. Обязательное страхование ограничено рисками смерти и продолжительной инвалидности. В этих двух случаях предусмотрена минимальная сумма страхования в виде тридцати пяти тысяч немецких марок в перерасчете на человека.
Условия по страхованию ответственности владельца транспортного средства и авиационного перевозчика традиционно содержат в качестве дополнения в состав покрытия по страхованию ущербы, которые связаны косвенным образом или непосредственно с рисками военного типа, к примеру, когда самолет сбивается, арестовывается, задерживается где-то по причине внутренних беспорядков либо по распоряжению властных местных органов.
В практике по международному авиационному страхованию первые три разновидности страхования: страхование ответственности держателя авиационного судна; страхование авиационного перевозчика и обязательное пассажирское страхование от несчастных случаев соединяются в единый полис при общем лимите ответственности.
Комбинация трех разновидностей покрытия по страхованию в едином полисе дает возможность сделать его дешевле в сравнении с вариантом заключения трех отдельных договоров.
Важно отметить, что национальное законодательство по страхованию действует лишь в границах определенной территории. Если случай по страхованию произойдет в другом государстве, то порядок его регулирования с точки зрения величины возмещения по страхованию может являться различным, в частности, зависимо от того, где приобретен пассажиром билет. Для устранения этого разнобоя в международных авиационных перевозках, существуют конвенции или соглашения. Государства, которые подписали соответствующую конвенцию, обязуются исполнять согласованные лимиты ответственности.
Международные конвенции по страхованию ответственности авиационных перевозчиков
Варшавская конвенция от 12.10.1929 г. Данное соглашение по ответственности авиационных перевозчиков, в соответствии с которым, обязанности по доказательству собственной невиновности в случае наступления страхового события возлагаются на авиационное предприятия.
Варшавская конвенция от 1955 г. Вносились поправки, которые фиксировались Гаагским протоколом. В частности, величины ответственности авиационной компании при личных ущербах были удваивались и составили 250 тыс. зол. фр. На одного пассажира.
По предложению США в 1966 г. заключалось Монреальское соглашение. Согласно чему все авиационные компании несут ответственность по международным полетам при вылете или посадкой на территории США, включая согласованные посадки промежуточного типа, в размере 75 тыс. долл. США за пассажира.