Общие сведения
Страхование от безработицы гарантирует защиту при потере работы и невозможности, в этой связи, получения дохода от труда
Страхование от безработицы в настоящий момент приковало пристальное внимание европейской общественности. Именно в этой сфере отмечается наибольшая динамика в развитии новых методов и форм в обеспечении занятости населения. В одно время с реализацией денежных выплат, которые компенсируют заработок, государства Европы активным образом ведут политику оказания помощи в трудоустройстве. В основном, такая помощь сведена к следующим мерам:
- оплата программ повышения квалификации и переобучения;
- субсидирование работы “обучающего” типа;
- предоставление льгот по налогам и субсидий работодателям, которые нанимают длительно безработных либо работников с низкой квалификацией;
- увеличение участия работодателей в компенсировании заработка работников, которые были уволены;
- выплата пособий на протяжении первых месяцев нового трудоустройства.
Характеристика выплат по безработице
Продолжительность выплат в разных государствах различна, но практически во всех них, длительность периода выплаты пособия по безработице находится в прямой зависимости от уже имеющегося у безработного стажа работы.
Продолжительность выплаты варьируется от 4 месяцев (минимум, Нидерланды) и до 60 месяцев (максимум, Франция). В Бельгии период выплаты не ограничивается, а в Италии является фиксированным - шесть месяцев.
Величина пособия в процентном соотношении – составляет приблизительно 50 – 70 процентов от заработка, где-то - больше, где-то - меньше. К примеру, величина пособия составляет:
- в Греции 50 процентов от заработка,
- во Франции - 57,4 процентов,
- в Бельгии - 60 процентов,
- в Германии - 67 процентов,
- в Нидерландах - 70 процентов от заработка.
В Швеции – наибольший процент величины пособия - 80 процентов от заработка.
Максимальный размер пособия различен в каждом государстве. К примеру, самый маленький показатель принадлежит Великобритании – 381 евро за один месяц, в Бельгии он составляет - 55 евро в день (1 650 за месяц), в Германии - 4 250 евро за один месяц, а в Швейцарии – целых 6 986 евро!
В Греции величина пособия является дифференцированной, то есть разделена по группам застрахованных, а в Португалии - не существует процентного показателя и максимального размера пособия, его величина фиксированная и учреждается в размере 3 МРОТ.
По отношению к выплатам пособий по безработице в европейских странах ведется политика ограничения.
В Бельгии и Финляндии увеличены сроки «ожидания» по назначению пособий. В Великобритании и Дании сократился срок выплат компенсаций. Лишь в Португалии, Австрии и Германии пособия по безработице не подлежат налогообложению.
Невзирая на меры ограничения, величина покрытия риска безработицы также остается достаточно высокой, иногда доля, сохраняющегося в форме пособия, заработка является более высокой, чем пропорции, устанавливаемые для медицинского и пенсионного страхования.
Разновидности пособий по безработице
Первая разновидность является пособием, финансируемым из средств страхового фонда по безработице.
Вторая разновидность является выплатами после истечении срока получения первого пособия, когда новая работа еще не нашлась либо получатель переобучается, она финансируется из бюджетных средств.
Некоторые получатели могут сохранить право на получение такого пособия и после того, как найдут работу, в случае, если их заработная плата является низкой. Это право является характерным для государств, в которых устанавливается гарантированный стандарт минимального дохода.
Для таких категорий населения, как сельскохозяйственные и самозанятые работники, фермеры, занятые частично работники, учащиеся, существуют специализированные программы по социальному страхованию. В некоторых государствах в пределах традиционных отраслей социального страхования возникают отдельные разновидности страхования тех социальных рисков, которые по каким-то экономическим, политическим либо историческим причинам не включены в обязательную систему, к примеру, страхование работающих эмигрантов.
По факту, палитра социального страхования куда шире базовых режимов. Но в любом случае и дополнительные программы, и особенные условия действуют на тех же принципах и в тех же формах, что и программы базового типа.
Для некоторых государств Европейского Союза характерна жесткая привязка размера пособия по безработице к размеру заработной платы, а также длительный период выплат. Это все, в форме дополнения к неопределенности категории «подходящая работа», ведет к:
- понижению мотивации активных поисков работы;
- настроениям иждивенчества средь безработных.
За последний период времени предпринимаются попытки ограничения длительности выплат пособия по безработице.
Тенденции развития страхования от безработицы
Ведя разговор о тенденциях развития социального страхования, необходимо заметить, что пик его развития пришелся на 1990-е годы, когда множество государств приняли высокие обязательства по обеспечению системной интегрированной социальной защиты населения. Увеличение уровня расходов на социальную защиту опередило в несколько раз рост главных показателей макроэкономики.
Череда кризисов в экономике изменила ситуацию, что определило современные тенденции в социальной защите населения. Произошло смещение акцентов в политике обязательной социальной защиты с бюджетного государственного финансирования в пользу социального страхования, которое основано на эквивалентности выплат и взносов.
Понижение за последний десяток лет доли расходов государств на социальную защиту (от ВВП) демонстрирует приближение системы к конкретному пороговому значению, которое отражает современный уровень возможностей общества по решению социальных вопросов.
Отмечается отказ от главенствующей государственной роли в социальной защите населения в пользу коллективных и договорных форм.