Объектами в страховании грузовых перевозок (карго-страхования) признаются имущественные интересы страхователя, которые имеют связь с ущербом, могущем возникнуть в процессе транспортировки груза.
Покрытие по страхованию распространено на:
- цену груза, фрахт (транспортные расходы), ожидаемую прибыль;
- целесообразные расходы, предпринимаемые страхователем для уменьшения или предотвращения ущерба при наступлении страхового события;
- взносы, убытки и жертвы по общей аварии;
- траты на перегрузку, складирование и последующее движение груза после наступления страхового случая.
Страхуемые риски в грузовых перевозках
По договорам страхования грузовых перевозок застраховать можно следующие опасности:
- повреждение или полная гибель груза либо его части по таким причинам: бедствия стихийного характера; столкновения, крушения средств перевозки, удар транспортных средств о недвижимые или движимые предметы; присадка судна на мель, повреждение льдом судна; молния, огонь, пожар, взрыв; подмочка груза водой из-за борта, провал мостов и иные опасности;
- пропажа без вести груза вместе со средством перевозки;
- полная гибель или повреждение груза по причине несчастных случаев при укладке, погрузке, выгрузке, при заправке средства перевозки топливом;
- расходы, которые произведены для спасения груза либо уменьшения убытков, а также по установлению величины ущерба;
- расходы, убытки и взносы по общей аварии.
Исключение из покрытия по страхованию, помимо обычных для договоров страхования имущества, включают порчу груза, которая не связана с условиями транспортировки; дефекты производства и недостачу груза при целостной наружной упаковке; задержки доставки груза и изменения стоимости.
Разновидности страхования грузоперевозок
Разновидностями страхования перевозок считают следующие:
- Грузовое страхование;
- Страхование ответственности перевозчиков;
- Страхование ответственности экспедиторов.
Они все обладают своими особенностями в части покрываемых рисков, страховых условий и тарифов.
Страхование наземных перевозок.
Страхование наземных перевозок внешнеторговых грузов реализуется чаще всего по двум гарантиям; за все риски, за типовые аварии, которые случились по причине следующих событий:
- поломка, катастрофа либо разрушение, сход с рельсов, падение, опрокидывание, разрыв осей или колес, сцепления либо шасси транспортного средства;
- столкновение или удар транспортного средства либо его груза с иным транспортным средством;
- крушение корабля, присадка на мель, удар, столкновение судна либо грузовой шлюпки в период вспомогательного плавания при транспортировке наземного типа;
- взрыв или пожар;
- крушение мостов, строений, туннелей либо иных сооружений, неожиданное или внезапное оседание проезжей части;
- прорыв плотин, падение деревьев, каналов или дамб;
- лавина, оползень, наводнение, молния, выход из берегов рек, цунами, ледоход, циклон или типичный смерч, вулканическое извержение и землетрясение.
При соглашении сторон может быть включен риск кражи. Типовой наземный договор может покрывать также товары, которые перевозятся морским путем.
Страхование грузов
Страхование грузов является самым полным по численности страховых рисков видом страхования перевозок, который позволяет обеспечивать максимальный уровень защиты товаров.
Страховое покрытие можно выбирать из трех главных категорий рисков:
- Все риски – страхование распространено на все без исключения страховые случаи, включая аварии, хищение, стихийные бедствия и множество другого, и работает по принципу все, что не исключается правилами страхования и законодательством, все включается в покрытие страхования.
- Риски частной аварии является урезанным страховым покрытием, которое включает в себя небольшой список рисков.
- Риски крушения – подходят в основном лишь для страхования перевозок морем, так как включают в себя покрытие от аварии судна и всего, что имеет связь с перевозкой морем.
Тарификация грузового страхования производится на основе предоставляемой информации клиентов о страхуемых грузах, маршрутах, транспорте и иных данных. Величина тарифа по грузовому страхованию будет ниже, чем размер тарифа на страхование ответственности при схожих данных о перевозке.
Страховой случай наступит в тот момент, когда груз повреждается, и в отличие от страхования ответственности в грузовом страховании не существует необходимости доказывания виновности страхователя в наступлении события по страхованию.
Страхование ответственности перевозчиков и экспедиторов
Страхование ответственности экспедитора является единственным способом защиты собственных интересов для экспедиторских компаний, клиенты которых реализуют грузовое страхование самостоятельно.
Страховым случаем может быть признано событие, в результате которого груз был поврежден, но лишь в случае доказанной вины застрахованного экспедитора, а это, как правило, займет уже от нескольких месяцев до нескольких лет при разбирательстве в суде.
Регулирование случаев страхования происходит приблизительно по тому же принципу что и грузовое страхование, за единым лишь исключением, что страховой случай может признаваться в девяносто процентов случаев лишь по решению суда.
Страхование ответственности перевозчика является единственным способом защиты компании собственника транспорта, если клиент страхует уже грузы. Так как перевозчик является последним звеном в доставочной цепи, то в девяносто девяти процентов случаев все исковые требования и претензии будут отправляться ему. Страхование ответственности перевозчика, так же, как и страхование ответственности экспедиторов подразделяется на три основные группы рисков:
Ответственность за груз – в эту группировку включены или все риски (европейское покрытие по страхованию), или поименованные (наиболее востребованная вариация ввиду низкого тарифа): пожар, ДТП, кража, взрыв, разбой, грабеж и др.
Ответственность за вред, который причинен клиенту страхователя – в эту группировку рисков включаются финансовые потери собственников груза, который связаны с его повреждениями или недоставкой: неправильной засылки, просрочка в доставке, ошибке в заполнении накладной и др.
Ответственность за вред, который причинен перевозимым грузом – страхование ответственности перед третьим лицом.