Органы страхового надзора на начальном этапе становления системы
В России дореволюционного периода деятельность обществ по страхованию подлежала надзору со стороны Министерства внутренних дел, что было предписано законами 1894 и 1898 годов. Изначально надзор реализовывался созданным в 1894 году Страховым комитетом, позже, с 1904 года, Отделом страхования и противопожарных мер при Главном управлении по делам хозяйства на местах. В обязанности надзора входило:
- наблюдение за выполнением правил по страхованию, за правильностью и сохранностью помещения капиталов;
- рассмотрение проекта уставов страховых организаций и изменений в них, условий полисов, балансов и отчетов;
- назначение при необходимости ревизии страховых акционерных обществ;
- ликвидация какого-либо общества и многое иное.
Задачи страхового надзора были достаточно широкими, но в абсолютной мере они не исполнялись никогда. После введения службы надзора страховые акционерные общества начали уплачивать сбор по возмещению ее расходов. Величина платежа определялась органами законодательной власти один раз в три года. К примеру, на период 1906—1908 годов он устанавливался в величине 0,04% с премий по собственным полисам. Со страхователей такой налог обычно не взимался, он выплачивался страховщиками из собственных средств.
Одновременно на страховые организации возлагались обязательства по отношению к государственному бюджету — выплата пошлины по страхованию и гербового сбора. Данные налоги оплачивались страхователями совместно с премией. Пошлина по страхованию в различные годы изменялась в диапазоне от 25 до 75 копеек с 1000 рублей застрахованной суммы, но не превышала двадцати процентов премии. Она ежемесячно вносилась правлением страхового общества в губернское казначейство на местах. Гербовый сбор по страховой документации оплачивался за каждый лист зависимо от объема премии. Максимальная ставка была 50 копеек со 100 рублей премии, начиная с премий более 300 рублей. Гербовый сбор также вносился в казначейство на местах, абсолютные величины двух этих сборов были невелики.
Особенности становления российской системы страхового надзора
Российское законодательство строго регламентировало, а органы надзора контролировали инвестирование капиталов акционерных страховых обществ. Страховщикам были дозволены инвестиции в процентные бумаги государства и правительственные гарантированные облигации, в закладные листы поземельные учреждения кредита, в облигации кредитных обществ города и городских займов, в ссуды при закладе ценных бумаг, в недвижимость города и в ссуды под залог домов города, в авансы и ссуды под полисы по страхованию жизни, на текущие счета и вклады коммерческих банков. В границах данного списка действовали некоторые ограничения. К примеру, в недвижимость города можно было вложить не более сорока процентов свободных средств страховых акционерных обществ и на срок, который е превышает пятнадцати лет. Ссуды под ценные бумаги были ограничены сроками, не превышая ссуды Государственного банка и т.д.
В самой большей мере ограничения коснулись взаимных отношений страховых акционерных обществ и банков.
Крупные банки обладали важнейшим значением для страховщиков в роли клиентов. Банки - непосредственные страхователи по принадлежащему им либо заложенному у них имуществу. От их воздействия в большой мере находилось в зависимости страхование большей части крупных заводов и фабрик. Страховщики, со своей стороны, играли роль банковских клиентов, но таких, которые не прибегали к займам никогда, а, наоборот, занимались поиском помещений для собственных капиталов; в форме текущих счетов и вкладов либо посредством обретения ценных бумаг при банковском посредстве, так как сами общества страхования не обладали доступом к фондовой бирже. Помещать финансы в частные банковские организации страховщики могли только при разрешении:
- Министерства финансов;
- Министерства внутренних дел.
Такими разрешениями должна была определяться сумма, в границах которой страховщики могли поместить средства во все кредитные учреждения частного типа, а также перечень банков и размеры вкладов в каждый банк по отдельности.
Практика подобного рода была продиктована стремлением к защите интересов страхователей на случай банкротства кредитных компаний.
В экономике социалистического типа государственное урегулирование в сфере страхования проявлялось в контроле и управлении деятельности двух страховых организаций, которые являлись государственными учреждениями:
- Ингосстраха, который обслуживал экспортно-импортную деятельность;
- Госстраха, который обеспечивал потребность защиты в страховании внутри государства.
При переходе к экономике рыночного типа в 90-е году образовалось множество новых частных страховщиков. При развитии свободного рынка страхования образовалась потребность в обеспечении защиты интересов участников страхования от недобросовестного выполнения со стороны страховщиков принимаемых на себя обязательств. Механизмом, который обеспечивает эту защиту, является система лицензирования страховых компаний до начала их деятельности и последующий контроль над выполнением норм действующего законодательства в сфере страховой деятельности.
Согласно Указу Президента РФ в феврале 1992 года образован был Государственный страховой надзор (Федеральная служба РФ по надзору за страховой деятельностью — Росстрахнадзор). Он был образован как федеральный орган исполнительной власти, на который возлагался функционал контроля над соблюдением требований законодательства в области страхования и урегулирования такой деятельности при помощи лицензирования, ведения общего реестра страховых и перестраховочных организаций, регистрации брокеров в страховании. В 1996 году Росстрахнадзор подвергся ликвидации как самостоятельный орган исполнительной ветви власти, а его функционал передан Департаменту страхового надзора, который был создан при Министерстве финансов РФ.