Социальное страхование является системой социальной защиты, задача которой состоит в обеспечении реализации конституционного права активных в экономическом аспекте граждан на финансовое обеспечение в старости, а также в случае болезни, частичной или полной потери трудоспособности, безработицы, потери кормильца.
Формы социального страхования
Исторически сформировались следующие формы организации систем страхования социального типа:
- Государственное;
- Коллективное, являющееся страхованием, которое организуется профессиональными союзами;
- Смешанное, которое основано на взаимодействии профсоюзов и государства.
Наиболее ранний образ социальной защиты - коллективное страхование. Оно сформировалось в Европе во второй половине 19 столетия совместно с профсоюзами, которые отстаивают права наёмных рабочих перед государством и работодателями. Характерным примером в таком отношении является Англия, где социальное обеспечение реализовывалось в форме коллективной самопомощи и самострахования посредством образования касс взаимной помощи, касс по безработице, больничных касс.
Социальное государственное страхование, которое было введено в Германии в 1883 году в пределе социальных реформ, производимых Бисмарком, становилось первым в истории решением вопроса на законодательном уровне по социальной защите населения. Издавались законы по страхованию на случай болезни, позже по страхованию по старости и инвалидности. Данные разновидности страхования должны были реализовывать кассы предприятий, больничные кассы и свободные кассы взаимной помощи. Взносы страхования были установлены законодательством, оплачивались работодателями и работниками на пропорциональной основе: одна третья часть и две трети части суммы взносов, соответственно.
Смешанный вид социального страхования первоначально возник в Швейцарии. При муниципалитете г. Берна в 1893 году учредилась касса по страхованию на случай безработицы, управлением которой занималась комиссия, включающая представителей профсоюзов, работодателей и муниципалитета. Членство в кассе было учреждено на добровольной основе. Туда мог вступать гражданин государства, начиная с девятого месяца выплаты страховых взносов, он обретал право на пособие по безработице с периодом семидесяти дней на протяжении года.
История социального страхования в России
Начало системе социального страхования в России было положено в 1861 году, при принятии закона «Об обязательном учреждении вспомогательных товариществ на казённых горных заводах». Фонды страхования складывались из взносов рабочих (2-3 % зарплаты) и взносов управления завода в размере, который был равен ежегодной сумме рабочих взносов. Уплаченные финансы шли на реализацию выплат пособий по болезни, пенсий вдовам, инвалидам и сиротам.
В 1912 году III Государственная Дума принимала пакет законов, которые заложили базис социального страхования России:
- «По утверждению присутствий по делам рабочего страхования»;
- «По утверждению Совета по делам рабочего страхования»;
- «По обеспечению рабочих на случай возникновения болезни»;
- «По страхованию рабочих от производственных несчастных случаев».
Период 1918-1933 годов. Согласно декретам 1918 года «О введении полного социального страхования» и «Положения о социальном обеспечении трудящихся» социальное страхование заменялось социальным обеспечением — «бесплатным» социальным страхованием трудящихся лиц. Средства предлагалось взимать с предпринимателей и предприятий, а также из бюджета государства.
1921 год — во времена НЭПа возникала необходимость возврата к практике социального страхования — обеспечение выплаты за государственный счёт заменялось выплатами из фондов, которые формировались за счёт взносов. С отказом от политики НЭПа система учета социальных рисков и социального страхования вновь была упрощена по максимуму.
Период 1933-1990 годов. С 1933 года социальное страхование отошло в ведение профессиональных союзов.
К 1938 году формируется модель социального страхования, в основании которой проложена централизация финансов, которые складываются, тратятся по одним правилам. Средства поступали из оплат предприятий и/или из государственного бюджета. Медицинское обслуживание выводилось из системы социального страхования, оно получило финансирование исключительно из бюджетных средств.
Российское социальное страхование
Социальное страхование - инструмент реализации социальной политики государства.
В РФ соц. страхование финансируется из целевого государственного внебюджетного Фонда социального страхования (ФСС РФ), а также иных частных и коллективных фондов страхования. Согласно Конституции РФ (39 статье) поощряются социальное страхование добровольного типа, формирование дополнительных форм социального обеспечения, а также мероприятия благотворительности.
В настоящий момент в РФ соцстрахование может быть выражено в форме государственных пособий и пенсий.
Государственные пособия социального страхования
Наиболее распространённым пособием из входящих в состав социального страхования является пособие по нетрудоспособности на временной основе, которое получается на основе листка нетрудоспособности, выданного медицинским учреждением. Притом листок нетрудоспособности может выдаваться не только самому больному, но и родителям заболевшего ребёнка.
Пособие по беременности и родам является характерным примером социального женского страхования, уплачивается в размере абсолютной заработной платы. Здесь же стоит упомянуть пособие при рождении детей, по уходу до достижения им полуторалетнего возраста, или трехлетнего возраста.
Социальное страхование включает также такие разновидности финансово-материальной поддержки населения, как пособие на погребение и пособие по безработице.
Средства социального государственного фонда должны расходоваться исключительным образом на цели социальной защиты. Помимо уплаты вышеназванных разновидностей пособий и пенсий, деньги могут отправляться на уплату путевок в бальнеологические организации для санаторно-курортного излечения, лечебного (диетического) питания, частичного содержания санаторно-оздоровительных лагерей для детского населения, санаториев-профилакториев, содержащихся на балансе страхователей.