Сущность страхования
Страхование является системой защиты материальных интересов. То, что таким интересам необходима защита, связано с вероятностью угрозы для их существования. Для каждого отдельного гражданина угроза весьма невелика, но в целом по закону больших чисел является достаточно реальной. Отсюда возникает объективная необходимость в страховании материальных рисков, по причине чего образуется понятие — страховой продукт, всегда присутствующий на рынке финансов.
Каждый продукт страхования соотнесен с определенным объектом страхования (что именно страхуется), причиной страхования (риск страхования), его ценой (сумма страхования), стоимостью (тариф страхования), условиями финансовых платежей (расчеты страховых взносов в предвидении тех событий, от которых проводится страхование).
Сертификатом (свидетельством) продукта страхования служит документация, именуемая страховым полисом. Полис страхования подтверждает факт заключенного страхового договора (купли-продажи продукта страхования), который всегда является предметным, адресуется участникам страхования, включает базовые количественные параметры сделок, является правовым документом.
Договор страхования является договором купли-продажи продукта страхования.
Принципы страхования
Страховой взнос всегда будет меньше, чем страховая сумма. Такое соотношение обеспечивает привлекательность продуктов страхования на рынке и соответственный спрос на них. Но изначально невыгодное для продавца соотношение не значит его убытков, так как количество полисов (и покупателей) традиционно больше, чем число наступивших страховых случаев.
Изначально, финансовые обязательства страховщика и страхователей приравнены друг к другу. Однако, динамика событий в страховании является неравномерной, что нарушает равенство баланса финансовых обязательств страховщика и страхователей.
Для определения тарифа страхования изначально должен определяться тариф нетто, при котором теоретически может сохраняться равенство финансовых обязательств страховщиков и страхователей с нулевым итогом для участников. позже рассчитывается брутто тариф, который превышает нетто-ставку на объем, достаточный для исполнения обязательств страховщика, которые не связаны прямо с исполнением обязательств по страховому возмещению.
Уровень тарифа страхования должен быть достаточно низким, чтобы обеспечивать сбыт продукции страхования, но и достаточно высоким, дабы покрыть расходы страховщика и обеспечить ему достаточную прибыль.
Противоречие меж неравномерностью наступления страховых случаев и необходимостью расчетов усредненной величины тарифа страхования разрешается посредством дифференциации стоимостей страхового продукта по категориям его покупателей, при учете их индивидуальных рисковых показателей.
Необходимость продажи страховой продукции вынуждает страховщика к усовершенствованию страховой продукции, понижению их стоимости. Необходимость же получения прибыли, напротив, требует увеличения стоимости. Отсюда, рынок страхования регулируется предложением и спросом на страховую продукцию.
В процедуру купли-продажи страховой продукции вводится система надбавок и скидок, при которой к учету принимаются индивидуальные особенности страхователей.
Классификация страхования находится в зависимости от рисков и объектов, форм и отраслей организации и проведения и т.п.
При государственном обязательном страховании соответственное законодательство определяет список объектов, которые подлежат страхованию, размер страховой ответственности, степень обеспечения по страхованию, основные обязанности и права участников страхования, порядок по формированию тарификации.
По форме привлечения в систему отношений выделяют страхование:
- добровольное;
- обязательное.
Принцип возвратности.
Принцип возвратности (либо, по распространенной за границей терминологии, «принцип гарантированности») в полной мере распространяется как на активы, которые покрывают резервы страхования, так и на свободные активы.
Этот принцип предусматривает максимально надежное размещение активов, которое обеспечивает их возвратность в полном объеме.
Принцип ликвидности.
Принцип ликвидности предусматривает: совокупная структура вложений должна быть таковой, чтобы в любой момент существовали в наличии ликвидные средства либо капитальные вложения, которые без труда обращаются в ликвидные средства. Другими словами, страховая организация в любое время должна содержать в наличии сумму денежных средств, которые обеспечивают выплату страхователям оговариваемых договором сумм в границах установленных сроков.
Принцип диверсификации.
Принцип диверсификации (или «принцип рассеивания и смешения») вложении помогает распределению инвестиционных рисков, преследующих каждого инвестора, на разнообразные виды вложении и тем самым большой устойчивости портфеля инвестиций страховщика. В соответствии с этим принципом, не должно быть допущено превалирование какой-либо разновидности вложений над иными. Структура капиталовложений не должна являться однобокой, не должна быть допускающей региональной концентрации капитала, необходимо избегнуть вложений средств по направлению к одному дебитору.
Принцип прибыльности.
Принцип прибыльности вложений (или «принцип рентабельности») предусматривает: активы должны быть размещены при обеспечении перечисленных выше принципов при учете ситуации на рынке вложений капитала и притом нести достаточно высокий и постоянный доход. Иными словами, страховщики в собственной деятельности инвестирования при управлении средствами резервов страхования должны обеспечить высочайшую рентабельность вложений, которая позволяет сохранять реальную стоимость вложенных средств на протяжении периода инвестирования, и при необходимости обладать возможностью быстро и легко реализовывать размещенные активы.