Федеральные надзорные органы исполнительной власти в страховой деятельности
С целью обеспечения проведения единой бюджетной, финансовой, валютной и налоговой политики государства, а также координации деятельности в данной сфере федеральных органов исполнительной власти согласно Указу Президента РФ №1177 ликвидации подверглась Федеральная служба Российской Федерации по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор), и все ее функции были переданы Департаменту страхового надзора, который был создан при Министерстве финансов РФ.
В 2013 году, после того как упразднению подверглась ФСФР, практически все её функции были отданы Банку России, который стал мегарегулятором всех финансовых рынков РФ, страховой надзор и большая часть страхового регулирования отданы были ЦБ РФ.
В новой организации структуры ЦБ РФ большая часть полномочий по страховому рыночному регулированию, а также страховому надзору передавалась нескольким департаментам, которые находились под руководством первого заместителя председателя ЦБ РФ С. Швецова. В мае 2017 года разнообразными вопросами надзора и регулирования в страховании занимались шесть разных департаментов ЦБ РФ.
Функции федерального органа надзора за страховой деятельностью
К числу функций надзорных органов относятся следующие обязанности:
- Выдача страховщикам лицензионной документации на реализацию страховой деятельности;
- Лицензирование страхового аудита;
- Организация производства аттестации на право страхового аудита;
- Введение государственного единого реестра страховщиков и страховых объединений, а также реестра брокеров в страховании;
- Контроль над обоснованностью тарифов в страховании, а также платежной способностью страховщиков;
- Учреждение правил образования и размещения страховых показателей, резервов и форм учета операций по страхованию и отчетности по страховой деятельности;
- Учреждение нормативных величин соотношения между активами и принимаемыми обязательствами страховщика;
- Выработка нормативной и методической документации по вопросам страховой деятельности, которые законодательно отнесены к компетенции федерального органа власти надзора за страховой деятельностью, в том числе методы расчета соотношения между принимаемыми обязательствами страховщика и активами, методы расчета ставок взносов по страхованию и типовых страховых правил;
- Обобщение практического элемента страховой деятельности, выработка и предоставление в учрежденном порядке предложений по усовершенствованию и развитию законодательства России о страховании;
- Проведение мероприятий по подготовке профессионального типа, а также переподготовке кадров по страховому надзору.
Права федеральных исполнительных надзорных органов
Для реализации собственных функций надзорные органы обладают правами:
- Установления условий лицензирования деятельности по страхованию на территории России, согласно страховому законодательству;
- Запроса и получения от страховщиков установленной отчетности по страховой деятельности, информации об их финансовом состоянии, получения необходимой для исполнения возложенного на нее функционала информации от учреждений, предприятий и организаций, в том числе банков, а также от граждан;
- Произведения проверок соблюдения страховщиками российского законодательства по страхованию, а также достоверности представляемой ими отчетности;
- При обнаружении нарушений страховщиками законодательных актов выдавать им предписания для их устранения, а в случае неисполнения предписаний останавливать либо ограничивать действие лицензионной документации таких страховщиков до момента устранения обнаруженных нарушений или принимать решение по отзыву лицензий;
- Обращения в арбитражный суд с иском по ликвидации страховщика, если он неоднократно нарушал законы РФ, а также ликвидации организаций и предприятий, которые осуществляют страховую деятельность без лицензии;
- Принятия участия в экспертизе обучающих программ по страхованию в высших учебных и специализированных заведениях, программ специальных организаций по подготовке и повышению квалификации специалистов для страховых компаний;
- Взимания за выдачу каждого лицензионного документа на осуществление страховой деятельности, а также регистрацию страховых объединений оплату в размере, который установлен законодательством РФ;
- Установления требования платежной способности при учете особенностей осуществляемых страховщиком операций;
- Установления по согласованию с Министерством финансов РФ и Государственным комитетом РФ по статистике правила бухгалтерского учета и план счетов, формы и показатели учета страховых операций и отчетности страховщиков, публикаций страховщиками ежегодных балансов, счетов убытков и прибылей.
При реализации собственной деятельности федеральный надзорный орган может образовывать временные комиссии, советы, привлекать экспертов, назначать уполномоченных лиц для произведения проверок страховых компаний.
Из-за пробелов в страховом законодательстве федеральный надзорный орган не только исполняет обязанности государственного регулирования деятельности по страхованию, но и непосредственно вырабатывает проекты актов законодательства и предложения по разнообразным вопросам в страховой сфере.
Предупреждение, ограничение и пресечение деятельности монопольного типа, а также недобросовестной конкуренции на рынке страхования обеспечивается Государственным комитетом РФ по антимонопольной политике, а также поддержке структур экономики, согласно антимонопольному законодательству РФ.
Перспективой в последующем усовершенствовании страхового регулирования в нашем государстве является переход к европейской модели страхового регулирования.