Сущность организации ОМС
Основополагающей целью ОМС признается сбор и накопление взносов по страхованию, а также представление за счет накопленных средств медицинской помощи всем гражданам на законодательно устанавливаемых условиях и в гарантируемых объемах.
В связи с этим систему ОМС необходимо рассматривать с двух точек зрения. По одному мнению, это составное звено системы социальной государственной защиты собственного населения наравне с социальным и пенсионным страхованием. В этом и заключается социальное значение ОМС. По иному мнению, ОМС является финансовым механизмом по привлечению дополнительных к бюджетным ассигнованиям финансовых средств, направляемых на дотации в здравоохранение и медицинские услуги. В этом и заключается экономическая значимость ОМС.
В России в область ОМС включается лишь медицинское обслуживание населения. Возмещение заработков, которые потеряны за период болезни, реализуется уже в границах иной государственной системы — социального страхования и не признается предметом ОМС.
Принципы организации и финансирования ОМС
Обязательное медицинское страхование является одним из важнейших элементов системы здравоохранения и обретения необходимой медицинской помощи при возникновении заболевания, В РФ ОМС организовано и реализовано государством, потому обладает всеобщим характером.
Это значит, что государство в лице своих исполнительных и законодательных органов определяет главные принципы организации ОМС, учреждает тарификацию взносов, состав страхователей и формирует специализированные фонды государства для аккумуляции взносов на ОМС. Всеобщность ОМС заключена в обеспечении для всех категорий граждан РФ гарантированных равно возможностей в получении лекарственной, медицинской и профилактической помощи в объемах, которые установлены программами государства по ОМС.
Денежные средства системы государства по ОМС складываются за счет обязательных взносов разнообразных категорий страхователей. Страхователями по ОМС, то есть теми субъектами, которые оплачивают взносы по страхованию на обеспечение всем гражданам медицинского страхования, являются:
- хозяйствующие субъекты;
- органы исполнительной ветви власти на местах.
Все субъекты хозяйствования вне зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности деятельности (индивидуальные предприниматели, работодатели, фермерские (крестьянские) хозяйства) обязуются уплачивать взносы по страхованию за трудящееся население в составе социального единого налога. Тарификация взносов по страхованию устанавливается по шкале регресса зависимо от категории налогоплательщиков.
Взносы по страхованию оплачиваются со всех выплат, которые начисляются в пользу работников в натуральной и денежной форме, исключая выплаты, которые осуществляются за счет чистой прибыли, выплат компенсационного характера, социальных выплат и некоторых иных. Суммы начисляемых взносов оплачиваются на счета Федерального казначейства каждый месяц, не позже пятнадцатого числа следующего месяца.
Платежные поручения на отчисление взносов по страхованию страхователи предоставляют в банк одновременно с предоставлением документацией на выдачу средств на оплату труда. Органы Федерального казначейства в суточный срок обязуются перечислить поступающие суммы взносов на счета соответственных фондов ОМС. Страхователи несут ответственность за верное начисление и своевременность оплаты взносов по страхованию. За нарушение порядка оплаты взносов по страхованию к ним применяют разнообразные финансовые санкции, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ.
За нетрудящееся население взносы по страхованию на ОМС обязуются уплачивать органы исполнительной ветви власти при учете объема территориальных программ ОМС в границах средств, которые предусмотрены соответствующими бюджетами на здравоохранение. К нетрудящемуся населению отнесены:
- Дети;
- Учащиеся;
- Инвалиды;
- Пенсионеры;
- Безработные.
Органы исполнительной ветви власти обязуются перечислить средства на ОМС нетрудящегося населения каждый месяц, не позже двадцать пятого числа, в объеме не менее квартальной суммы средств, которые предусмотрены на названные цели.
Отчисление средств в территориальные фонды ОМС должно реализовываться по нормативам на нетрудящееся население, которые устанавливаются исходя из сумм территориальной программы ОМС. Но в настоящий момент обязательства местных администраций по оплате таких страховых платежей довольно-таки неопределенны, так как абсолютно отсутствуют какие-то нормативные или законодательные акты, которые регулируют данные вопросы. Если для страхователей, являющихся хозяйствующими субъектами, тарификация устанавливается НК РФ, то для органов исполнительной ветви власти нормативной документации по расчетам платежей на ОМС нетрудящегося населения не существует. Расчет взносов проводится по остаточному принципу отталкиваясь из нормативов, которые самостоятельно устанавливаются в каждом субъекте РФ. Методы определения платежей за нетрудящееся население, предлагаемые федеральным фондом ОМС, при определении нормативов платежей по страхованию за нетрудящееся население в регионе предлагает исходить из разницы меж суммой территориальной программы ОМС и величинами ее финансирования за счет взносов субъектов хозяйствования и иных поступлений.
Согласно Закону «О медицинском страховании граждан в РФ» управление денежными средствами системы ОМС реализуется фондами ОМС и медицинскими страховыми организациями. Они заключают договоры по осуществлению ОМС, накапливают взносы по страхованию, аккумулируют средства на оплату услуг медицинского характера. С точки зрения страховой теории все они являются страховщиками, но обладают существенными различиями, имеют строго разграниченные полномочия по исполнению определенных страховых и финансовых операций.