Понятие морского страхования
Морское страхование является страхованием рисков, которые сопровождают морское судоходство и грузовую транспортировку при помощи морского транспорта. Оно соединяет разнообразные виды имущественного страхования и ответственности, включая страхование морских судов, грузов, фрахта и ответственности их владельцев перед третьей стороной.
Значимость морского страхования обуславливается характером опасностей, которые связаны с морским судоходством, внушительной стоимостью морских судов и масштабами грузоперевозок. Невзирая на технический прогресс и внедрение разнообразных инноваций, мореплавание остаётся довольно-таки рисковым делом, а суда продолжают идти ко дну вместе с пассажирами и грузом.
Параметры для определения величины страховой премии
Определение стоимости страхования может быть достигнуто посредством переговоров судовладельца и страховщика. При страховании судов не применяются универсальные тарифы. Размер ставки премии по страхованию находится в зависимости от следующих факторов:
- стоимости транспортного средства;
- возрастного параметра транспортного средства;
- типа (специализации) транспортного средства;
- грузоподъемности, мощности двигателя транспортного средства;
- классификации (класса, флага и страны регистра) транспортного средства;
- менеджмента (владельца, капитана, экипажа) транспортного средства;
- района плавания транспортного средства;
- условий покрытия по страхованию;
- стоимости проведенного ремонта транспортного средства;
- опыта страхования.
Возраст, стоимость, тип судна и его технические параметры определяют традиционно объем покрытия и ставку премии по страхованию.
Существенным фактором определения стоимости страхования является возраст транспортного средства (судна). Морские суда подразделяются условно на старые и молодые. Первую группу составляют корабли со сроком эксплуатации, превышающим 15—20 лет. Они страхуются по более высоким ставкам.
Вычисление величины страховой премии
Основой для вычисления страховой премии может явиться стоимость транспортного средства (судна) либо его грузоподъемность (тоннаж). К примеру, в английской практике страхования судов используются единовременно две системы. Страховая премия формируется из двух частей. Первая часть рассчитана, отталкиваясь от стоимости судна, она покрывает риски абсолютной гибели корабля. При абсолютной гибели корабля возмещение по страхованию уплачивается в абсолютном размере убытка, независимо от уровней рыночных цен на подобные транспортные средства (суда). В определении суммы по возмещению не используется правило пропорциональности. Вторая часть премии по страхованию может покрывать риск частичного повреждения, она рассчитывается, отталкиваясь от грузоподъемности судна (тоннажа).
Наравне с характеристиками технического типа — мощностью двигателя и грузоподъемностью — при расчетах премии по страхованию принимается во внимание класс судна, страна и флаг. Класс является группой в регистре, к которой отнесено судно, зависимо от оснащенности, типа и состояния, а также государства приписки.
В мире есть несколько морских регистров, которые ведут классификационные общества различных государств, которые являются членами Международной ассоциации классификационных обществ: американский, британский, норвежский, японский, корейский, французский, немецкий, китайский и пр. В России регистр судов начали вести с 1898 года, и в настоящее время действуют следующие регистры:
- Речной;
- Морской.
Наиболее старым считается Судоходный регистр Ллойда, который начал создаваться в 1760 году.
Судно, состояние которого оценено при инспекционном осмотре, вносится в регистр при помощи определенной комбинации цифр и букв. К примеру, в регистре Ллойда суда при классификации «ЮОАЬ» являются самыми лучшими по условиям страхования, а суда при классификации «В2» не обеспечиваются покрытием по страхованию. Судовладелец обязуется поддерживать соответственное состояние транспортного средства (судна). Без согласия и ведома страховщика запрещено переводить транспортное средство (судно) в иной класс. Широко известным является также норвежский морской регистр (О1МЛ0).
Класс судна определен уже в ходе его постройки. Состояние судна периодическим образом проверяется сюрвейерами, а также должно быть подтверждено соответственным сертификатом.
На стоимость страховой защиты оказывают влияние характеристики менеджмента: какая команда, каким капитаном она возглавляется на корабле. Морской флот является интернациональным бизнесом. Под флагом одного государства может осуществлять деятельность многонациональная команда. Предпочтительной считается такая ситуация, когда офицеры корабля представляют собой представителей государства, под флагом которого ходит транспортное средство (судно).
Ответственность за поддержку соответственного состояния транспортного средства (мореходность) несут капитан и владелец судна. Если ущерб вызывается потерей мореходных качеств транспортного средства, то страховщик будет освобождаться от ответственности.
Условия страхования могут предусмотреть учреждение франшизы, позволяющей снимать со страховщика проблемы небольших убытков. Как правило, она определяется процентами к сумме страхования.
Ставка премии по страхованию находится в зависимости также от района плавания транспортного средства (судна). За эксплуатацию в особенно опасных зонах ставка увеличивается. При определении объемов покрытий и стоимости страхования к учету принимается история данного транспортного средства (судна): являлись ли выплаты возмещений по страхованию, а также в каком объеме. Изучается опыт страхования для подобных транспортных средств (судов).
Премия по страхованию может быть внесена единовременно или на протяжении года несколькими платежами (традиционно она разделяется на четыре части). Страховщик может предоставить скидки, которые могут быть различных типов:
- классическая скидка, являющаяся дисконтом, который предоставляется в случае единовременной оплаты премии;
- скидка за безубыточность, которая может быть предоставлена при безубыточном прохождении договора на протяжении ряда лет.
Для непроверенных, новых клиентов практикуется умеренное увеличение тарифа.