Понятие рейтинга страховых компаний
Необходимым элементом инфраструктуры развитого рынка страхования являются специальные рейтинговые агентства, которые осуществляют независимые оценки по надежности страховых компаний.
Рейтинг является комплексной оценкой деятельности страховой компании, которая характеризует ее способность полно и своевременно исполнять собственные обязательства перед клиентом. На основании рейтинга реализуется ранжирование страховых компаний, то есть присвоение им определенного класса надежности.
Необходимость присвоения рейтинга надежности страховой компании обуславливается потребностями как страхователей и других контрагентов страховой компании, так и собственно страховщиков. Страхователи имеют интерес в обретении качественной и надежной защиты по страхованию, инвесторы - в безопасности вложений капитала в акции страховщиков. Высочайший рейтинг страховой компании может обеспечить ей огромные конкурентные преимущества на рынке страхования.
С иной стороны, процедура присвоения рейтинга дает возможность вовремя обнаруживать признаки возможной несостоятельности страховой компании и предпринимать меры по ее превенции.
Зарубежная оценка рейтинга страховых компаний
Зарубежные рейтинговые агентства на регулярной основе публикуют рейтинги страховых организаций и аналитические обзоры по их деятельности. Мировым признанием в сфере страхования обладают следующие рейтинговые агентства:
- А. М. Best Со;
- Moody's Investor Service Inc;
- Duff & Phelps;
- Weiss Research Inc;
- Standard & Poor's Corp.
Применяемые ими методы оценивания страховщиков являются различными. В процессе исследования всякое агентство проводит анализ количественных и качественных показателей деятельности страховых организаций, применяет не только точные методы вычислений, но и оценки экспертов-специалистов. Все агентства проводят оценку способности организации исполнять обязательства, но делают это с различных точек зрения:
- финансовое состояние,
- качество менеджмента,
- финансовые резервы,
- особенности страховой деятельности;
- история реализации выплат.
По этой причине крупные транснациональные страховые организации предпочитают получать рейтинги сразу же у нескольких агентств.
Процедура присвоения рейтинга основана на изучении структуры организации страховой компании, ее доли на рынке по основным разновидностям деятельности, главных продуктов страхования, сбытовых каналов, бухгалтерской и иной отчетной документации за 3 - 5 лет, а также промежуточных итогов ее деятельности за текущий год, планируемых показателей финансов на следующие 3 - 5 лет, анкетировании главных персон страховой компании. Если оценка рейтинга получена исключительно на основе официальной общедоступной информации, к оценке, которая выставляется страховой компании, дописывается знак "pi" (от английского языка "publicinformation", что значит "публичная информация").
Представленная документация проходит несколько этапов анализа и обработки. Результаты отправляются для рассмотрения специализированной рейтинговой комиссии, которая состоит из опытнейших не страховых и страховых аналитиков, определяющих рейтинг страховой организации.
При выявлении рейтинга традиционно применяются сочетания строчных и прописных букв А, В, С, D, Е, F, цифр 1- 3, а также знаки "+" и "-". Сравнительные характеристики классов рейтинга ведущих рейтинговых агентств мира предоставлена в таблице.
Рисунок 1. Сравнительные характеристики классов рейтинга ведущих рейтинговых агентств мира. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рейтинговые оценки разделены на несколько категорий:
- первая: надежный рейтинг;
- вторая: уязвимый рейтинг;
- третья: неблагополучный рейтинг.
Оценка рейтинга страховых компаний в РФ
Присвоение рейтинга страховым компаниям в России стало развиваться лишь в последние периоды, совместно с развитием свободного рынка услуг страхования. В 2001 году рейтинговое агентство "Эксперт РА" в первый раз присвоило рейтинг надежности нескольким страховым организациям. В организационном соотношении процедура присвоения рейтинга агентства "Эксперт РА" является аналогичной процедурам, которые используются иностранными рейтинговыми агентствами. Но современный российский рынок страхования является слишком специфичным, и для него не может подходить большая часть классических методик анализа. В связи с этим шкала рейтинговых оценок международных агентств пока не может быть приемлемой для страховщиков России.
Сущность метода агентства "Эксперт РА" заключается в оценке текущих уровней платежной способности страховой компании и всестороннем анализе возможности покрытия последующих обязательств, то есть ее финансовой устойчивости.
Классы рейтингов, а также их содержание для страховых компаний по методу агентства "Эксперт РА" представлены в таблице.
Рисунок 2. Метод агентства "Эксперт РА". Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Присвоение рейтингов страховым организациям косвенным образом положительно влияет как на осуществление деятельности самих страховщиков, выявляя их сильные и слабые позиции, так и на развитие рынка страхования, благодаря развитию корректных и открытых процедур по идентификации надежности страховых компаний.
Рейтинг страховых организаций дает возможность клиентам сориентироваться на рынке услуг страхования, обращаться лишь в проверенные компании. Рейтинг страховой надежности выражает степень эффективности деятельности страховщиков.