Социальное страхование в Республике Молдова
Социальное страхование – это разработанная государством система защиты застрахованных лиц, которая заключается в организации пенсионного обеспечения, выплате пособий с целью предупреждения болезней и восстановления способности выполнять трудовую деятельность, а также в осуществлении иных выплат согласно законодательству Республики Молдова.
К лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, относятся:
- работники, заключившие трудовой договор;
- работники, назначенные на должности в органы государственной власти (на время действия их полномочий);
- работники выборных должностей (на время действия их полномочий);
- лиц, ежегодный доход которых превышает четыре средних заработных платы по экономике (индивидуальные предприниматели, лица, занятые свободным трудом или работающие в международных компаниях, члены семейных подрядов и ремесленных кооперативов и т.д.);
- лиц, ежегодный доход которых превышает три средних заработных платы по экономике (лица, занятые сельским хозяйством, члены объединений сельского хозяйства);
- лица, работающие по совместительству, ежегодный доход которых превышает четыре средних заработных платы по экономике.
Плательщиками взносов социального страхования являются застрахованные лица, работодатели, лица, заключившие договор страхования на добровольной основе, а также работающие на основании заключенного договора у юридического лица нерезидента.
Стороны договора страхования могут в любой момент расторгнуть его в соответствии с указанными в нем условиями. При этом уплаченные страховые взносы не подлежат возврату. После заключения нового договора застрахованное лицо восстанавливает свои права на социальное обеспечение только после того, как прошел необходимый страховой стаж (за исключением пенсионного обеспечения, где учитывается прежний стаж).
Пособия застрахованным лицам могут выплачиваться в денежной форме, или в натуральной. Они предназначены для компенсации доходов, потерянных вследствие наступления страхового события (достижения застрахованным лицом пенсионного возраста, инвалидности, несчастного случая, заболевания, потери работы, смерти, материнство).
Каждому застрахованному лицу должен быть присвоен индивидуальный код социального страхования, на основе которого ведется учет.
Бюджет социального страхования является автономным и не составляет часть бюджета государства. Его доходная часть состоит из обязательных взносов участников, поступлений из государственного бюджета и прочих доходов.
Часть доходов идет на формирование резервного фонда, необходимого для гарантии осуществления выплат.
Расходы идут на выполнение обязательств перед застрахованными лицами, финансирование текущей деятельности, инвестиции.
Национальная касса социального страхования и ее структура
Национальная касса социального страхования (НКСС) – это основанное в 2001 году независимое государственное учреждение, являющееся юридическим лицом, цель создания которого заключается в осуществлении управления системой социального страхования в Республике Молдова.
НКСС через органы Государственного казначейства занимается управлением бюджетом социального страхования, который состоит из страхового фонда, формируемого за счет взносов участников системы. Порядок создания данных фондов регулируется на уровне законодательства.
Главное руководящее лицо Национальной кассы – назначаемый Правительством председатель, основными задачами которого являются организация деятельности НКСС, управление системой, определение задач деятельности и обеспечение их реализации.
Государственный контроль деятельности НКСС осуществляется Административным советом, в который входят 12 членов, являющихся представителями Правительства (3 члена), Патроната (3 члена), различных профсоюзов (3 члена) и организаций пенсионеров (2 члена). Возглавляет совет председатель. Решения принимаются путем голосования. Если количество голосов совпадает, то решение остается за председателем.
Национальная касса действует на основе устава, утвержденного Правительством. В данном уставе прописаны основные обязанности председателя и Административного совета, а также порядок деятельности НКСС и ее территориальных подразделений (касс).
Размер платы труда председателя, членов Административного совета и работников устанавливается законодательством.
Всю структуру Национальной кассы можно разделить на центральный аппарат и территориальные кассы.
В состав центрального аппарата входят управления, в том числе главные, отделы и службы, представляющие собой внутренние подразделения НКСС и осуществляющие свою деятельность на основании внутренних нормативных документов, утверждаемых председателем.
Территориальные кассы находятся в подчинении Национальной кассы и действуют на основании законов и разрабатываемых ею нормативных актов. Они формируются в зависимости от числа застрахованных лиц и характера деятельности на конкретной территории.
Функции Национальной кассы социального страхования
Главная цель деятельности НКСС заключается в обеспечении устойчивости работы системы социального страхования, которая за счет средств формируемого бюджета гарантирует гражданам социальное обеспечение.
Для реализации поставленной цели Национальная касса социального страхования выполняет следующие функции:
- реализация программы государства в области социального обеспечения граждан;
- формирование и исполнение бюджета социального страхования;
- предоставление Правительству и заинтересованным лицам отчета об исполнении бюджета;
- контроль расходных статей бюджета, проверка достоверности информации, предоставляемой в отчетах по бюджету;
- публикация годового отчета об итогах своей деятельности;
- принятие необходимых мер для повышения эффективности своей деятельности;
- осуществление учета всех лиц, осуществляющих уплату взносов в страховой фонд НКСС;
- присвоение каждому застрахованному лицу индивидуального кода, на основе которого ведется их учет,
- контроль выполнения обязательств перед застрахованными лицами;
- выполнение ежегодного пересчета страхового стажа застрахованных лиц;
- разработка предложений по улучшению сферы социального страхования, в том числе законодательной базы;
- разработка нормативно-правовых документов с целью реализации политики государства в области социального обеспечения граждан;
- организация подготовки высококвалифицированных кадров в данной области и постоянного повышения уровня их квалификации;
- развитие отношений с подобными организациями в других странах и т.д.
Сотрудники НКСС обязаны соблюдать действующее законодательство Республики Молдова, контролировать граждан и организаций на предмет исполнения требований законодательства и требовать от них устранять все нарушения и т.д.
За свои действия сотрудники Национальной кассы социального страхования несут личную, административную и уголовную ответственность в зависимости от их проступка.