Перестрахование является системой экономических страховых отношений меж страховыми компаниями (страховщиками) по отношению к заключенным со страхователями страховым договорам. Согласно договору перестрахования страховщик, принимая на страхование риски, некоторую часть ответственности и премии по ним должен оставить на собственном удержании, а остаточную часть отдаёт на согласованных условиях иным страховщикам (перестраховщикам) для создания сбалансированного портфеля страхования, обеспечения финансовой устойчивости и рентабельности операций по страхованию.
Зарождение перестрахования
Перестрахование обладает масштабной историей. Первоначально оно образовалось в период средневековья в области морского страхования. Первым известнейшим контрактом с наличием признаков перестрахования стал договор, заключенный в Генуе в 1370 году между агентом страховщика и двумя представителями торговли, которые принимали на себя роль перестраховщиков.
По этому договору была перестрахована часть рисков по перевозкам на кораблях товаров из Генуи в Брюгге. В соответствии с уровнем развития торговых отношений перестрахование находило широкое распространение в:
- Фландрии;
- Италии;
- Ганзейских городах
- Великобритании.
Довольно продолжительный период времени перестрахование было ограничено рисками, которые имели связь с перевозками грузов морским путем. Лишь в начале девятнадцатого века по причине бурного развития промышленности на европейской территории образовался спрос на проведение перестрахования огневых и иных рисков. Прежде всего, данный спрос удовлетворялся страховщиками, которые обладали мощными финансовыми ресурсами и издавна работавшими на рынке страхования, притом преимущество было отдано страховщикам, которые обладали собственными филиалами за рубежом.
Развитие перестрахования
В 1846 году в Кельне создавалось независимое Кельнское перестраховочное общество. Оно явилось первым профессиональным перестраховочным обществом, оказавшим громадное воздействие на развитие страхового дела, его методик и техники, так как с его формированием появилась возможность удовлетворять индивидуальные требования первичных страховщиков.
На протяжении следующего десятилетия появлялись иные общества перестрахования, среди которых были Швейцарское и Мюнхенское, которые и в настоящее время занимают весомое положение на страховом рынке. Кроме этого страховщики учредили «внутренние» перестраховочные общества, капитал которых находился большей частью или полностью в распоряжении главного страхового общества, которое передает собственную перестраховочную деятельность частично или целиком образованному вновь «внутреннему» перестраховщику.
К началу Первой мировой войны главнейшие позиции на мировом страховом рынке были заняты немецкими перестраховочными компаниями, благодаря оптимальному управлению и усовершенствованию методик перестрахования. В итоге войны немецкие перестраховщики утратили деловые связи с иностранными партнерами, потеряли значительную часть собственных активов по причине обесценения, вынуждались восстанавливать заново собственную деятельность. В тот же временной период значительным образом укреплялось Швейцарское перестраховочное общество, которое сформировало целую сеть дочерних обществ за границей. Тем не менее, к 1935 году перестраховщики немецкого происхождения заново становились лидерами, невзирая на государственную политику, которая была направлена на снижение валютных поступлений с целью достижения самостоятельной обеспеченности государства.
Изменения в сфере перестрахования
После Второй мировой войны перестрахование претерпевало серьезнейшие изменения.
Государства с социалистическим режимом правления вводили монополию государства на страхование, практически выразили отказ от осуществления перестрахования. Это оказало влияние на немецкий страховой рынок, у которого существовали тесные связи с государствами Восточной Европы. Перестраховочные государственные монополии были сформированы и в иных государствах:
- Бразилии;
- Перу;
- Уругвае;
- Иране.
Это уменьшило уровень деловых возможностей иных перестраховщиков, которые вынуждались производить операции с этими национальными монополиями. В итоге немецкие перестраховочные общества, восстанавливая связи с иностранными партнерами, достигают устойчивого положения на страховом рынке только к 1950 году.
Послевоенные и военные годы оказывали значительное воздействие на структуру перестраховочной деятельности. В условиях военного времени, когда традиционные перестраховочные связи временно были прекращены, начали развиваться отрасли по перестрахованию на основании транспортного страхования и страхования рисков огневого типа. В связи со скорым развитием автомобильного страхования перестраховщики сталкивались со значительными трудностями в процессе оптимизации структуры собственных портфелей. Страхование автомобильного транспорта с собственной огромной подверженностью конъюнктурным рискам развивалось в значимой степени за счет перестрахования жизни и имущественной базы.
На рынке страхования начала заметно активизироваться деятельность перестраховочных брокеров. В такой связи образовалась необходимость в перестраховочных договорах на основе взаимности. Подобные перестраховочные договоры начали практиковаться еще до наступления Первой мировой войны, но большее распространение обрели именно в этот период, поскольку гарантировали прибыль перестраховщикам в какой угодно сфере бизнеса.
В дополнение к базовому функционалу перестраховщика — стабилизации портфеля страховщика и наращивании его страховой емкости — профессиональными перестраховщиками освоена была обновленная сфера деятельности, направленной на предоставление услуг. Главнейшей целью этого сервиса является обработка и сбор информационных данных для разрешения актуальных проблем страхования, которые являются схожими во всех мировых государствах. Анализ международного опыта, который предоставляется страховщикам, помогает проводить оценку собственного страхового рынка, а также перспектив в его развитии.