Надзор государства за деятельностью страховщиков касательно соблюдения ими законодательных требований России по страхованию, реализуется с целью эффективного развития рынка страховых услуг, защиты интересов и прав страхователей, страховщиков, других заинтересованных субъектов, а также самого государства.
Система госнадзора за деятельностью в сфере страхования подразумевает:
- организацию базы страхового надзора в России посредством образования специализированных органов по надзору за деятельностью в сфере страхования на уровне субъектов и федеральном уровне РФ;
- разработку и принятие нормативно-правовых актов, разработку единых методологических принципов осуществления и организации страхового дела;
- выделение специализированных требований к страховым компаниям, учреждение лицензирования и сертификации деятельности в сфере страхования;
- учреждение единых для всех квалификационных требований к специалистам и руководителям страховых организаций, аварийными комиссарам, сюрвейерам и т.д.
Федеральный орган исполнительной ветви власти в сфере надзора за страховой деятельностью
Надзор государства за страховой деятельностью на российской территории реализуется федеральным органом исполнительной власти, который действует на основании Положения, утвержденного Правительством.
Федеральная служба РФ в сфере надзора за страховой деятельностью образовалась для реализации государственного надзора за соблюдением законодательной базы России о страховании, регулирования единого рынка страхования в РФ на основании учреждения общих требований ко всем субъектам, ведения госреестра страховых компаний и их лицензирования, контроля финансовой устойчивости страховщиков, их отчетности и учета, разработки страховой методологии, межрегиональной и межотраслевой координации в сфере страхования.
Федеральная служба страхового надзора являлась федеральным органом исполнительной власти, находящимся в ведении Министерства финансов.
Федеральная служба страхового надзора действовала в период с 2004 по 2011 год и была федеральным органом исполнительной власти, который осуществлял контрольные и надзорные функции в сфере страхового дела.
04.03.2011 года Указом Президента РФ за номером 270 Федеральная служба страхового надзора была присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР) и все ее функции были переданы ФСФР (п. 2 Указа).
Федеральная служба по финансовым рынкам
Федеральная служба по финансовым рынкам с 2011 по 2013 год являлась федеральным органом исполнительной власти, который осуществлял функции по нормативному регулированию, надзору и контролю в сфере финансовых рынков (за исключением аудиторской и банковской деятельности), в том числе в сфере страховой деятельности, микрофинансовой деятельности и кредитной кооперации, деятельности биржевых посредников и брокеров, товарных бирж. Так же в ее компетенцию входит обеспечение контроля государства за соблюдением требований российского законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и рыночному манипулированию.
Банк России
После упразднения ФСФР в 2013 году, и передачи практически всего её функционала Банку России, который стал мегарегулятором всех российских финансовых рынков, страховой надзор и значимая доля страхового регулирования переданы были Центральному Банку РФ. Проект формирования финансового мегарегулятора стартовал ещё 04.03.2011 года, когда президент Дмитрий Анатольевич Медведев подписал указ «О мерах усовершенствования регулирования государства в сфере финансового рынка». 24.07.2013 года президент Владимир Владимирович Путин подписал ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с передачей Центральному банку РФ полномочий по регулированию, надзору и контролю в сфере финансовых рынков».
В новой структурной организации ЦБ РФ существенная часть полномочий по регулированию страхового рынка и страховому надзору была отдана департаментам.
В мае 2017 года разнообразными вопросами в области страхового надзора и регулирования занимались не меньше шести департаментов центрального Банка. За четырехлетний период (июнь 2013 - июнь 2017) отзыву подверглась сто девяносто одна лицензия, численность субъектов в сфере страхового дела сократилась с 618 до 324.
Функции государственного надзора за деятельностью страховщиков
Главными функциями федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере страховой деятельности являются:
- выдача страховщикам лицензий на реализацию страховой деятельности;
- ведение государственного единого реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра брокеров в страховании;
- контроль обоснованности тарифов в страховании и платежеспособности страховщиков:
- учреждение правил размещения и формирования резервов страхования, форм учета и показателей операций по страхованию и отчетности по страховой деятельности:
- выработка методических и нормативных документов по всем вопросам страховой деятельности, которые законодательно отнесены к компетенции федерального органа в сфере надзора за страховой деятельностью;
- обобщение практики деятельности в сфере страхования, выработка и предоставление в учрежденном порядке предложений по развитию и усовершенствованию российского законодательства в области страхования.
Центральный Банк РФ для исполнения возложенных на него функций вправе:
- требовать и получить от страховщиков учрежденную отчетность по страховой деятельности, данные об их финансовом положении;
- проводить плановые и внеплановые проверки соблюдения страховщиками норм российского законодательства по страхованию, а также достоверности всей предоставляемой ими отчетности и документации;
- в случае выявления нарушений страховщиками законодательных требований выдавать им предписания по их устранению, а в случае неисполнения предписаний ограничивать или приостанавливать действие лицензионных документов этих страховщиков до устранения найденных нарушений или же принимать решение об отзыве лицензии;
- обратиться в арбитражный суд с требованием ликвидировать страховщика, если он допускал неоднократное нарушение законодательства РФ, а также ликвидировать компании, которые осуществляли деятельность по страхованию без лицензий.