Организация деятельности ФФОМС
ФФОМС был организован 24.02.1993 года постановлением Верховного Совета РФ № 4543-I. Деятельность фонда урегулирована Бюджетным кодексом РФ, ФЗ «О медицинском обязательном страховании граждан в РФ», а также другими нормативными и законодательными актами. Положение по Фонду утверждено 24.03.1993 года, а 29.07.1998 года вместо него был принят устав. Согласно действующему налоговому законодательству при выплате заработной платы работодатель обязуется перечислять взносы по страхованию в следующие внебюджетные фонды:
- Пенсионный фонд РФ — 22% от облагаемых доходов сотрудников;
- Фонд социального страхования — 2,9% облагаемого дохода;
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 5,1%.
Взносы в ФФОМС перечисляются работодателем, и поступают в фонд ежемесячно. Выплаты в организацию ОМС признаны обязательными. Функционирование такой организации регламентируется несколькими законодательными нормами и актами, в их числе Бюджетный кодекс РФ, закон «Об обязательном медицинском страховании граждан РФ», а также внутрифондовый устав.
Структура Фонда ОМС
Все подразделения образуют общую систему, при этом каждое обладает собственными функциями и полномочиями в сфере предоставления гражданам прав на медицинское обслуживание и контроля за соблюдением закона в такой сфере. Российская система по обязательному страхованию предусмотрела финансирование деятельности учреждений охраны здоровья при помощи работы страховых фондов и организаций; такие структуры обязуются получать лицензию на такой род деятельности. Схема взаимного действия организаций функционирует таким образом:
- Страховая организация оформляет договор с здравоохранительным учреждением (поликлиника, больница);
- Страховая организация становится инициатором подписания договора по сотрудничеству с местным фондом ОМС;
- Территориальный фонд выделяет средства, которые перечисляются на счет страховой компании; та их тратит на оплату услуг медицинского характера, предоставляемые гражданам, которые имеют полис ОМС.
Помимо этого, законодательством предусматривается финансирование учреждений охраны здоровья без участия страховых организаций, напрямую посредством региональных фондов и филиалов, но эта методика реже практикуется. Использование различных способов по распределению и перечислению средств потребуется по причине того, что в структуре управления каждого региона существуют собственные особенности. При избрании способа перечисления и перераспределения к учету принимаются такие моменты, как финансовое состояние определенного федеративного субъекта, положение на политической арене, особенности национального характера и иные аспекты.
В процентном отношении граждане государства, которые зарегистрированы в системе ОМС, неравномерно прикрепляются к страховым организациям. Статистика демонстрирует, что более семидесяти процентов людей, которые пользуются услугами бесплатной медицины, прикреплено к пятнадцати наиболее известным и крупным страховым компаниям.
Деятельность фонда урегулирована Бюджетным кодексом РФ и федеральным законом «О медицинском обязательном страховании граждан в РФ», а также другими НПА.
Основные функции фонда:
- Уравнивание условий деятельности территориальных фондов ОМС в обеспечении финансирования программ ОМС.
- Финансирование целевых программ в ОМС.
- Контроль целевого использования денежных средств системы ОМС.
Источники доходов и статьи расходов средств ФФОМС
Расходы средств ФФОМС реализуется исключительным образом на цели, которые определены российским законодательством, которое регламентирует его деятельность, и согласно бюджету, который утвержден федеральным законом. Оптимальная работа ФФОМС обладает прямой связью с бесперебойным наполнением бюджетов, и в форме источников финансирования ОМС применяются следующие субъекты:
- Юридические лица (индивидуальные предприниматели, компании), вносящие платежи по страхованию за людей, которые числятся в штате как работники. Величина взноса образует 3,6% от фонда по оплате, и из них 0,2% отдается в федеральный ФОМС, а все остатки – в подразделения регионов. Из этого распределения можно рассмотреть, что большая часть уплачиваемых денег так и остается в фондах регионов;
- Бюджеты, перечисляющие страховые взносы на граждан, которые официальным образом не трудоустроенных (граждане на пенсии; граждане, которые не достигли совершеннолетнего возраста; безработные);
- Добровольные взносы, которые вносятся организациями или гражданами (помощь спонсоров, пожертвования и др.);
- Инвестиции ФФОМС, когда организация применяет наличествующие свободные средства для вложения при цели получить долгосрочную или краткосрочную прибыль.
Законодательство России определило перечень категорий, в границах которых происходит расходование бюджетных средств фонда. Главными статьями расходов (на них выделено более шестидесяти процентов бюджетных средств) признаются оплата услуг медицинского характера, которые предоставляются гражданам на безвозмездной основе, заработная плата сотрудников, которые заняты в сфере ОМС, финансирование страховых организаций и учреждений охраны здоровья, содержание экстренных (резервных) фондов.
Возможности граждан, которые застрахованы в системе ОМС
Каждый российский гражданин имеет право претендовать на бесплатную качественную помощь медицинского персонала и врачей, и базовые права урегулированы фондом ОМС. Работа организации дает возможность претендовать на полноценную помощь на российской территории и за ее границами, а именно: на получение экстренной врачебной помощи в государстве и за рубежом, на избрание поликлиники, лечащих специалистов, методик терапевтического лечения при существовании нескольких их вариантов, на избрание страховой компании, которая оформляет полис, а также на обретение профессиональной помощи.