Справочник от Автор24
Все самое важное в приложении

Аудит страховой организации

Понятие и сущность страхового аудита

Определение 1

Страховой аудит — это комплексная проверка результатов финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций, анализ и оценка предоставляемой финансовой отчетности с целью выявления ошибок, допущенных при ее составлении, и проверки достоверности указанной в документах информации.

Главной целью страхового аудита является анализ соответствия деятельности страховщика требованиям законодательных нормативных актов.

Аудит страховой компании может быть внешним и внутренним.

Основной задачей внешнего аудита является определение финансовой устойчивости страховщика, оценка соответствия совершаемых им финансовых и хозяйственных операций российскому законодательству, подтверждение правильности отражения в финансовой отчетности результатов деятельности. В процессе аудита страховой организации проверяется полнота и достоверность сумм, включенных в состав доходов страховщика, обоснованность и целесообразность произведенных расходов, а также правильность формирования страховых резервов.

Новый сервис Kampus!
Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас

Одной из особенностей страхового аудита является необходимость анализа правильности создания и использования резервов премий по страхованию жизни и технических резервов по другим видам страхования.

Согласно законодательству РФ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность страховой организации подлежит обязательному внешнему аудиту, который проводится один раз в год. При этом заключение, выданное аудитором, должно содержать информацию о выполнении страховой компанией требований финансовой устойчивости и платежеспособности, а также об эффективности организации системы внутреннего контроля.

Замечание 1

Годовая финансовая отчетность страховщика должна быть опубликована вместе с аудиторским заключением и доступна для заинтересованных в этой отчетности лиц. Также подлежит публикации информация о финансовой устойчивости и платежеспособности страховой компании.

Проверка осуществляется независимыми аудиторами (или специализированными организациями), имеющими лицензию на проведение аудита в страховых организациях и обществах взаимного страхования.

Полезно для написания работы по теме «Аудит страховой организации» 👇
Готовые работы
Курсовые, дипломные, другие работы, написанные учащимися.
Подробнее
Консультация эксперта
80% учащихся, обратившихся за помощью, улучшили успеваемость.
Подробнее
Помощь в написании работы
Трудности с написанием? Мы поможем! Подберем список литературы, разберем ошибки.
Подробнее

Порядок проведения внешнего страхового аудита

В соответствии со стандартами аудиторских проверок оценка деятельности страховой организации начинается с установления законности деятельности, для чего нужно проверить учредительные документы, свидетельства о государственной регистрации, лицензии на осуществление страховой деятельности. Аудитор обязан установить соответствие фактически проводимых и разрешенных лицензией видов страхования требованиям действующего законодательства.

При составлении плана и программы проверки страховой организации аудитор должен учитывать специфику ее деятельности.

При этом процесс проведения страхового аудита состоит из нескольких этапов:

  1. Подготовка и организация аудиторской проверки.
  2. Планирование аудиторской проверки.
  3. Осуществление аудиторской проверки.
  4. Оформление результатов аудиторской проверки.

Первый этап включает в себя процесс общего ознакомления с деятельностью страховой организации и изучение ее особенностей, ознакомление с системой бухгалтерского учета и внутреннего контроля, определение объема проверки, а также заключение договора на проведение аудиторской проверки.

На втором этапе составляется общий план аудита, который представляет собой подробную инструкцию для проведения планируемой аудиторской проверки. В этом плане должны быть указаны сроки и график проведения аудита, а также учтены трудозатраты, уровень существенности и оценочный показатель аудиторских рисков.

На этапе осуществления аудиторской проверки проводятся аудиторские процедуры, происходит сбор и документирование аудиторских доказательств, собираются все данные, необходимые для подготовки итоговых отчетов и аудиторского заключения.

На заключительном этапе после проведения всех необходимых процедур аудитор проводит анализ полученных результатов, подготавливает для руководства страховой организации письменную информацию и аудиторское заключение.

Права и обязанности сторон при проведении аудиторской проверки

Независимый аудитор (аудиторская фирма) имеет право:

  • самостоятельно выбирать формы и методы, используемые при проведении аудиторской проверки;
  • проверять в полном объеме всю документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью страховой организации;
  • в случае возникновения вопросов получать необходимые разъяснения и дополнительные сведения;
  • при наличии письменного запроса получать информацию от третьих лиц;
  • привлекать на основе договора к проверке других аудиторов или иных специалистов;
  • отказаться от проведения аудита в случае, если страховая организация не предоставила необходимые документы в полном объеме, или в других случаях, предусмотренных законодательством.

Основными обязанностями аудитора (аудиторской организации) являются:

  • осуществление квалифицированной аудиторской проверки в соответствии с законодательством РФ;
  • в срок, предусмотренный договором, предоставление страховой организации или иному лицу, заключившему договор, аудиторского заключения;
  • обеспечение сохранности полученных документов, а также не разглашение их содержания, если иное не предусмотрено законодательством РФ;
  • сообщение заказчику об отказе от проведения проверки;
  • информирование заказчика о необходимости привлечения других аудиторов или иных специалистов.

Страховая организация при проведении проверки имеет право получать в срок аудиторское заключение, а также всю необходимую информацию о нормативных актах, на основании которых сделано заключение.

Страховая организация обязана осуществлять всяческое содействие аудитору, предоставлять им требуемую информацию и документацию для осуществления аудита, устранять в срок все выявленные в ходе проверки нарушения, заключать договор с аудитором и своевременно оплачивать его услуги. Также страховщик не должен препятствовать проведению аудиторской проверки и скрывать важные сведения, которые могут существенным образом сказаться на ее результатах.

Не нашел нужную статью?
Воспользуйся новым поиском!
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Дата написания статьи: 10.05.2018
Трудности с учебой
Трудности с написанием работы?

Эксперты на Автор24 помогут сделать любую учебную работу!

Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу «ДокСтандарт»

Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд

Попробовать
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot