Направления статистического исследования ресурсной обеспеченности предприятия
Ресурсная обеспеченность предприятия – это наличие определенного объема ресурсов, которые подлежат использованию в производственных процессах хозяйствующего субъекта.
Для эффективной работы предприятия и получения коммерческого эффекта от его деятельности требуется достаточный уровень его ресурсного обеспечения. Такой уровень должен покрывать все планируемые расходы, необходимые для выпуска продукции утвержденного качества, параметров и характеристик.
Для анализа уровня обеспеченности можно использовать метод сравнения фактического поступления материальных ресурсов за определенный период с планом поставок. Однако, даже если плановый объем поставок был выполнен, это не гарантирует ежедневное обеспечение предприятия материалами. Это связано с возможностью несвоевременных поставок в течение месяца, например, когда они происходят в конце месяца, хотя в полном объеме.
Для оценки обеспеченности производства материальными ресурсами существуют два подхода:
- Анализ обеспеченности на определенную дату.
- Анализ обеспеченности за весь прошедший период.
Для проверки обеспеченности производства материалами на конкретную дату необходимо сопоставить наличие ресурсов данного вида с ежедневной потребностью в них. Расчет ежедневной потребности основывается на плановых нормах расхода ресурсов на единицу продукции и графике ее выпуска. Если проводятся расчеты для нескольких видов материалов, то для общей оценки обеспеченности выбирается наименьший показатель. Для оценки обеспеченности материальными ресурсами за прошедший период, помимо информации о начальном остатке и ежедневной потребности, необходимо знать даты и объемы поставок материала в течение периода.
Расчет плановой потребности в материальных ресурсах
Анализ потребностей в материальных ресурсах является важной задачей, которая требует внимательного рассмотрения потребностей в каждом виде материалов. При этом необходимо учитывать качество и соответствие поставляемых материалов стандартам, техническим условиям и условиям договора. В случае нарушения этих условий, предъявляются претензии поставщикам.
Особое внимание при анализе уделяется срокам поставки материальных ресурсов и ритмичности поставок. Нерегулярные поставки могут привести к простоям оборудования, потере рабочего времени и необходимости проведения сверхурочных работ. Кроме того, оплата простоев и сверхурочных работ может увеличить себестоимость выпускаемой продукции и снизить прибыль предприятия.
Потребность в материальных ресурсах определяется для основной и неосновной деятельности организации, а также для обеспечения нормального функционирования на конец периода. Анализ потребности включает сравнение фактического использования материальных ресурсов с плановым или фактическим использованием в предыдущих периодах.
Рисунок 1. Обеспеченность предприятия запасами в днях. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В процессе анализа также сравнивают фактическую величину материальных ресурсов с нормативными, чтобы выявить отклонения. Особое внимание уделяется состоянию ресурсов на предмет излишков и неходовых материалов.
Скорость оборота запасов является важным показателем, который характеризует использование материальных ресурсов. Ее можно рассчитать, используя соотношение потребления и запасов:
Количество оборотов запасов за период = Потребление за период / Запасы.
Количество дней использования запасов = 360 / Количество оборотов запасов за период.
В процессе производства материальные ресурсы претерпевают трансформацию и превращаются в материальные затраты. Поэтому уровень расходования материальных ресурсов определяется через показатели, рассчитанные на основе суммы материальных затрат. Для оценки эффективности использования материальных ресурсов применяются обобщающие и частные показатели. Обобщающие показатели позволяют получить общую картину об уровне эффективности использования материальных ресурсов и выявить возможные резервы для повышения эффективности.
Показатели эффективности использования материальных ресурсов и их расчет представлены ниже в таблице:
Рисунок 2. Показатели эффективности использования материальных ресурсов и их расчет. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Управление запасами предприятия
Статистическое исследование не ограничивается анализом материальных расходов. Оно предполагает и оценку величины запасов и исследование их динамики.
Теория управления запасами разрабатывает стратегии и модели для определения оптимального уровня запасов, который позволяет удовлетворить будущий спрос наиболее экономичным образом, учитывая неопределенность.
Исследование моделей управления запасами заключается в разработке последовательности процедур для снабжения и пополнения запасов, которые минимизируют общие затраты, связанные с закупками, хранением и потерями из-за неудовлетворенного спроса. Слишком большие запасы связаны с блокировкой капитала и требуют значительных затрат на их хранение и управление. С другой стороны, недостаточные запасы приводят к проблемам в производственном процессе, нарушают взаимодействие с другими предприятиями и могут привести к экономическим последствиям. Оптимальный уровень запасов зависит от множества условий, включая характеристики производства и внешние факторы.
Внутренние факторы включают:
- интенсивность использования запасов в зависимости от типа заказа;
- возможности хранения и затраты на управление запасами в течение определенного периода времени.
Внешние факторы, влияющие на уровень запасов, включают:
- колебания спроса на продукцию;
- возможности поставщиков;
- оперативность выполнения заказов;
- затраты на доставку.
Некоторые из этих факторов могут быть предсказаны заранее, в то время как другие являются случайными и требуют статистического анализа. Определение оптимального уровня запасов часто сводится к выбору оптимального времени для заказа и оптимального объема пополнения запасов. В этом контексте рассматриваются две альтернативы:
- Осуществление частых заказов малыми партиями.
- Осуществление редких заказов большими объемами.
Эффективность методов управления запасами зависит от доступности информации о спросе.