В России становление информационных систем (ИС) сильно отличалось от пройденного европейскими государствами и Соединенными Штатами пути.
Рисунок 1. Создание информационных систем
Так, в послевоенный период развитие и внедрение технологических новинок связывалось, прежде всего, с проблемой предоставления оружия и овладения принципами работы атомной энергии. Добавляющиеся к решению в этой сфере задачи были в значительной мере беспрецедентными по сложности, поэтому ситуация ухудшилась еще и недоступностью сведений структуры процесса стандартизации.
Во время правления большевиков функционировало несколько стандартов на разработку информационных систем, которые можно сгруппировать таким образом:
- по объекту сертификации;
- по утверждающему предприятию;
- по системно-методическому источнику.
В СССР построение математических и физических моделей, а также дальнейшее их воспроизведение, были крайне важным с научной точки зрения. Объемы важных вычислений того времени были не совсем комплексными при применении существующих для этого методов. Соответственно, для целей использования стандартов разработки ИС были необходимы мощные программные и аппаратные платформы.
Создание автоматизированной системы управления
Рисунок 2. Необходимость стандартизации ИС
Первые уверенные шаги к реализации автоматизированной системы управления (АСУ) были предприняты в середине 1960-х гг. на уровне организаций в целях более систематизированного управления, стабильности планирования, учета, анализа и контроля, экономии человеческих ресурсов.
Вместе с утверждением на практике работы персональных ЭВМ в 1970-х гг. концепция построения АСУ была изменена в сторону движения к распространению вычислительных аппаратов и децентрализации самоуправления. ИС советских предприятий становится средством регулирования производством, поддерживающим инструментом для ускорения процесса принятия сложных решений. Соответственно информационные системы постепенно становились более интеллектуальными и узкоспециализированными.
Создание первых АСУ имела несколько благоприятных последствий. Во-первых, эффективность и рентабельность автоматизированной концепции была принята и оценена в советском обществе, и потребность их финансирования и реализации стала бесспорной. Во-вторых, сама по себе разработка АСУ стала своеобразным переходом от стандартной программы административно-групповой системы к появлению мощных систем связи, электроники, соответствующих тематике отраслевых и государственных бюро. Были также обозначены несколько «принципов формирования АСУ», предложенные российским академиком В. М. Глушковым, учредителем первого в СССР персонального комплекса ЭВМ
Принципы построение стандартов разработки ИС в СССР
В Советском Союзе функционировали такие принципы разработки стандартов ИС:
- Принцип новых функций и методов. Фокус на комплексном решении серьезных управленческих проблем, а не на автоматизации средств управления.
- Принцип структурированного подхода к планированию работы АСУ. Проектирование данной системы должно базироваться на грамотно составленном бизнес-анализе, а также на системном мониторинге объекта и процессов стандартизации.
- Принцип первого начальника. Работы по созданию требований к концепции, ее планированию и внедрению проводятся под управлением руководителя компании, для которого формируется система.
- Принцип постоянного совершенствования системы. Разработка концепций с учетом вероятности дальнейшего увеличения и расширения количества пользователей, добавления непрерывной функциональности, модернизации существующих технических программ.
- Принцип сплоченности информационной программы. Недопущение дублирования сведений, установление принципов обновления и ликвидации устаревшей информации из иерархически структурированных систем.
- Принцип взаимосвязанности рабочих программ и задач. Любые задания формируются с помощью проекта развития производства, и любые недочеты приводят к трансформации начальных планов.
- Принцип типичности. Определение нужного уровня однотипности технического, программного, математического и других типов обеспечения концепций для соответствия их потребностям более широкому кругу клиентов.
В соответствии с указанными принципами возник новый период развития систем, который завершился к концу 1980-х гг., — создание отраслевых АСУ для ведомств и министерств по определённым типовым проектам.
Развитие стандартов ИС
Рассмотреть становление информационных систем СССР и Российской Федерации крайне интересно не только с точки зрения концепций, но и конкретного внедрения. Несмотря на колоссальный успех первых отечественных АСУ, их будущее было достаточно неоднозначным, в основном в связи с несоответствием программных платформ. Подобные комплексы не были связаны между собой, и не отвечали требованиям зарубежных аппаратных проектов.
К 1969 г. появился существенный диссонанс в идеях академиков, чиновников, разработчиков ЭВМ и других задействованных в функционировании кибернетики людей. Лидирующие позиции в сфере архитектуры того периода среди массовых компьютеров занимала модель IBM/360, приобретение которой в силу эмбарго государства-производителя (США) было невозможным. Поэтому правительство стало серьезно рассматривать вопрос по поводу ориентирования работы IBM/360 на обычного потребителя либо применения аналогичных элементов английской компании ICL и немецкой корпорации Siemens, которые могли на официальном уровне продать собственные разработки.
К тому времени, как на территории СССР была разработана первая ЕС ЭВМ (1971 г.), разработчики IBM уже запустили следующую версию программной системы. Затем адаптация и развитие стандартов информационной системы привело к неминуемому отставанию сферы вычислительной техники. В частности, одна из основных проблем с ЕС ЭВМ заключалась в том, что существующие на тот период языки программирования были очень мощными и содержали принципы параллельных вычислений, поэтому ЭВМ просто не «дотягивала» до требований по скорости обработки информации.
Соответственно при изучении аппаратных концепций после 1980-х гг. можно говорить только об адаптации отечественных разработок к зарубежным технологиям. Конец 1880-х гг. и новые версии ИС определяются повышением сути информационных систем, которые являются стратегическим источником получения данных.
В СССР развитие и разработка стандартов продолжилась, в результате чего в течение 10 лет выпускались нормативы серии З4.ххх:
- ГОСТ 34.402—89 «Техническая задача на формирование автоматизированной и структурированной системы»;
- ГОСТ 34.521—96 «Информационные и научные технологии. Система документов по базам данных».
Эти и другие стандарты, будучи частично взятыми из зарубежных (ISO), так и учитывающими отечественную специфику, в значительной мере стали прообразами использующихся и на сегодняшний день проектов и сводов знаний.
В 1990-е гг. становление инфраструктуры телекоммуникаций повлекло за собой возникновение нового направления электронной деятельности, связанного с контрагентами в глобальной сети Интернет. В результате появились различные коммуникации в режиме реальности. На данный момент разработка стандартов информационных систем является не просто процессом автоматизации и увеличения эффективности, но также основополагающим элементом архитектуры любой компании. Предприятия все чаще вкладывают значительные финансовые средства в программы, способные помочь компании выстоять в стремительно изменяющихся условиях конкуренции.