Стандартизация и взаимозаменяемость в машиностроении. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Стандартизация и взаимозаменяемость в машиностроении. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Важнейшим направлением деятельности при осуществлении контроля качества за выпускаемой продукцией является стандартизация. Она имеет большое значение в машиностроительной промышленности, так как от размера и качества определенной детали, изделия или агрегата зависит эффективная функциональность того или иного оборудования. Эти качественные характеристики устанавливают при помощи разработки стандартов на товары и услуги. Внедрение практики использования стандартов позволило увязать в одно целое интересы потребителя (покупателя) и производителя (продавца).
Значение стандартизации в машиностроении
Гарантия качества на изделия устанавливается исходя их требований стандартов. Эти нормы и правила вступают в силу посредством принятия нормативных актов и иной документации.
Стандарты обеспечивают безопасность жизни личности и общества в целом, защищают их законные интересы, стимулируют научно-технический прогресс.
Чаще всего стандарты устанавливаются в качестве единых требований к:
- материалам;
- сырью;
- деталям;
- комплектующим изделиям;
- заготовкам;
- узлам готовой продукции;
- условиям эксплуатации и ремонта конечной продукции.
Стандарты сочетают в себе технические регламенты и законодательную основу. Процесс стандартизации одновременно является деятельностью по техническому регулированию и регламентированию экономических, социальных, технико-экономических требований, а также юридической деятельностью. Правовая сторона стандартизации призвана закреплять установленные требования на законодательном уровне. Стандартизация обеспечивает государственный контроль за соблюдением этих норм и требований. Такая же деятельность присуща при проведении сертификации в сфере машиностроения.
Система стандартов призвана обеспечивать экономное расходование материальных средств и ресурсов с целью достижения эффективности и безопасности производственного процесса на любой его стадии. Стандартизация поддерживает принцип экономии и для готовой продукции на всех жизненных циклах, включая эксплуатацию и ремонт. Все указанные процедуры в России осуществляется на государственном уровне.
Стандартизация деталей и узлов машин
В машиностроении происходит процесс установления стандартов на детали и узлы. Она охватывает:
- нормы проектирования;
- конструкции;
- параметры производственного процесса;
- уровень качества;
- условия эксплуатации.
Стандартизация машиностроения призвана обеспечивать рассмотрение возможности по массовому производству той или иной детали, механизма. Иногда затраты на производство некоторых видов стандартных деталей при одном способе производства могут значительно отличаться.
Например, трудоемкость при массовом или крупносерийном производстве на порядок меньше, чем при штучном способе создания продукции.
Стандартизация обеспечивает возможность использования измерительного, режущего или стандартного инструмента. При создании стандарта учитывается легкость замены деталей при ремонте, которые вышли из строя; большую экономию труда при конструировании, а также эффективное увеличение качества конструкций.
Принципы стандартизации машиностроения
В настоящее время стандартизация в области машиностроения нацелена на решение основных задач, в которые входит рациональное применение унификации и взаимозаменяемости деталей, узлов и механизмов. Сегодня нет нужды производить отдельные составные части механизма в индивидуальном порядке. По признанным нормам эффективность производства машин обеспечивается принципом комплексного проектирования. Он состоит в том, чтобы применялись на практике схемы производственных технологий, основанных на создании семейств и размерных рядов машин, которые можно будут использовать в разных устройствах без потери качества.
Агрегатирование машин – еще один эффективный способ изготовления деталей и узлов в области машиностроения. При таком способе производства происходит простая компоновка машины отдельными нормализованными узлами и механизмами. Агрегатирование имеет большую эффективность при создании машин в мелкосерийном и индивидуальном производстве. При серийном производстве изготовление агрегатов значительно упрощает и экономит выпуск машин.
Принцип взаимозаменяемости применяется к тем деталям машин, которые не могут быть изготовлены без отклонений от номинальных размеров.
Система допусков и посадок регламентирует изготовление и конструирование деталей машин без дополнительной обработки. Взаимозаменяемость позволяет производить:
- независимую обработку деталей высокопроизводительными методами;
- осуществлять эффективное применение конвейерной и поточной сборки;
- осуществлять надежный контроль на высоком уровне за изделиями при помощи специальных калибров;
- осуществлять быструю замену деталей, которые вышли из строя, другими запасными деталями;
- осуществлять поточную скорость проектирования деталей и агрегатов.
Частичная или полная взаимозаменяемость обесценивается стандартной системой предельных допусков и посадок.
Разность между самым маленьким предельным значением и максимальным значением детали составляет допуск размера. Допуски установлены в соответствии с десятью классами точности.
Посадки делят на три основные группы. Они бывают переходными, с натягом и с зазором. Посадки с натягом применяют в основном для неподвижного соединения деталей без дополнительного крепления. Их также называют прессовыми посадками.
Посадки и допуски ставят на чертежных документах инженеров с обозначением номинального размера. На сборочных чертежах посадки обозначают дробью. Класс точности обозначают индексом у символов допусков. Для второго класса точности индексы не ставят. В случае применения нестандартных допусков и посадок, а также при отсутствии необходимых предельных калибров, на чертеже проставляют числовые значения допустимых отклонений размеров.
В настоящее время в России применяются государственные стандарты машиностроения (ГОСТ), отраслевые, республиканские, международные нормативы ISO и нормы предприятий.
Стандарты ИСО применяют только для специальных изделий. Выпускаются также нестандартные изделия. Для них на заводе-изготовителе разрабатываются технические условия (ТУ). Они должны соответствовать нормам ГОСТ.